Первый подземный.

В те времена, когда Ворошиловского моста не было в помине, а с высоких холмов по сторонам Ворошиловского проспекта можно было полюбоваться Доном и пустынным левым берегом,

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии. Ворошиловский проспект.


главным ростовским пляжем был пляж на Зеленом острове, куда вел проверенный временем понтонный мост.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону. Пляж на 29-й линии.


Еще в те времена  ростовчане гордо ходили по проезжей части главных и неглавных  ростовских улиц, было их гораздо больше, чем машин, чувствовали они себя на дорогах счастливыми хозяевами и ничего не слышали про подземные переходы, куда их потомкам придется прятаться от захвативших дороги полчищ автомобилей.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии. Перекресток Б.Садовая и Ворошиловский



И первый подземный переход в городе появился вовсе не для спасения пешеходов от бешеных автомобилей, а для спасения их от поездов, точнее, от собственной глупости. 
По моей абсолютно не проверенной версии, первый подземный переход в городе был построен  именно на 29-й линии.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


Дело в том, что спуск к популярному пляжу пересекала железная дорога, довольно загруженная  потому, что вела в порт и к элеватору. И толпам отдыхающих, спешащих окунуться в прохладу донской волны или довольными возвращающихся в город, приходилось или подлазить между колесами стоящего товарняка или перебираться   по площадкам товарных вагонов.  Сам так много раз делал.
И вот появился этот подземный переход.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


Когда, не знаю, думаю в конце 50-х. Но в середине 60-х он точно был и выглядел немногим лучше, чем сейчас.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


Замусорен и полузатоплен. Поэтому я и лазил через вагоны, хотя и переходом пользовался иногда.
Вход в него и не заметишь среди мусора и запустения. 

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


А когда-то он был оформлен изящными обводами.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


И аккуратные перапеты отделяли вход и выход от проезжей части.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


Выход из перехода разделен. Для людей по ступенькам наверх, а для воды в трубы к Дону.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


Вдали  зимующие на берегу собранные понтоны моста.


Такой первый подземный.

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии.


А может быть он и до войны был и помнит немецкие танки направляющиеся на Кубань и Кавказ? Эти кирпичи в правом нижнем углу, это что?  

Первый подземный переход в Ростове-на-Дону на 29-й линии. Немецкие танки на 29-й линии.
 

Игорь (06.02.17 10:01)

На temernik.ru, лет восемь назад, утверждалось, что первый п.переход построили в 1965г. Около Ворошиловского моста на лестницу, или рядом на Седова. Хотя, что считать подземным переходом? На Сельмаше копали еще вручную гробари в 30х. Stanichnik как-то постил эту фотку. В крепости Дмитрия было много подземных ходов. Итд итп.

На этом фото с танками, явно просматривается мостик, но был ли там переход или просто водосброс?

И да, спасибо Stanichnik за темы. Вы мастер по выбору краеведческого материала.

История п.перехдов Ростова еще ждет своего исследователя, как история мостов.

ЯRom (06.02.17 15:15)

Аналогичный подземный переход к Дону был (сейчас там только родник к Дону стекает, оползнями завалило) под ж.д. путями ст. Кизитеринка, в районе ул. Кржижановского, 362 - там родник с приличным дебитом. Он раза в три шире и гораздо длиннее (так как там ж.д. путей много ~5-7) представленного здесь в статье. Примерно до середины 90-х им пользовались именно как переходом под путями, и я точно помню, что со стороны Дона, на этом переходе был указан год - 1940.

вот, снято с того перехода (мостика), - родник в Дон впадает
Игорь (06.02.17 19:25)

Опровергаю. На известном немецком аэрофото 1944 года видно, что это просто мост через речку впадающюю в Дон. Вероятно был построен вместе с ЖД путями, в годах этак 1860-1870х. (Возможно был деревянный, в 1940 г заменили бетонным?) Объект сложно назвать подземным переходом.

На всем протяжении ЖД ветки вдоль Дона и Мертвого Донца таких мостиков - сотни. Все они, в той или иной степени, использовались как подземные переходы.

ЯRom (07.02.17 10:17)

согласен полностью (надо определиться - что считать подземным переходом), то что я описал, даже скорее не мостик, а тоннель, там никогда не было бетонных ступеней, но туда вела грунтовка - народная тропа, и в те времена народ активно пользовался именно как подземным переходом, т.к. при Союзе ж.д. пути ст. Кизитеринка были заняты всегда, а под/над вагонами мало кто пролазил. p.s. Stanichnik - спасибо!

Игорь (07.02.17 18:12)

Ну, например, на Черноморском побережье, от Туаапсе до Гудауты, ВСЕ проходы под ЖД используются как подземные переходы. (Дорога тоже идет вдоль берега.) Некоторые так, на некоторые лепят ступеньки. Но практически все совмещены со сливами.

Stanichnik (06.02.17 20:43)

Трудно сказать кто из вас прав, но давно убедился, что ЯRom хорошо знает район Александровки, и историю этого района. Поэтому в его сведениях не сомневаюсь. Вас Игорь уважаю как знатока военной истории, кстати, спасибо вам на добром слове. 

Надо попробовать найти еще материалы.

Кстати в споре на фейсбуке на эту тему, прозвучал переход в створе Крепостного, где-то между Текучева и Нансена. Вы ни чего не помните про этот район?

Игорь (06.02.17 21:55)

Да, он есть там. На пересечении Крепостного и ЖД ветки раньше уходившей на Ростов-Гору. Фотки отюда http://www.shtahanov.ru/putevoditel/putevoditel/srub/srub.htm Датировка неизвестна. На военных снимках присутствует. И он стопудово пешеходный, видна лестница.

Stanichnik (07.02.17 07:44)

То, что я вижу на фото, это сборный железобетон. Его не делали массово до войны. Так, что это скорее всего ровесник Хрущевок. Но нашлись люди которые утверждают, что самый старый - на Театральной у штаба СКЖД. Я посмотрел военные фото, на них его не видно. Проверьте эту версию по своим источникам пожалуйста.

Игорь (07.02.17 08:56)

На этих фото - да, железобетон. Но на военных фото - переход выглядит совершенно по другому. Крыш и выступающих консолей нет, как, вероятно, и ступеней. Предполагаю, что он ровестник ЖД ветки и Крепостного, когда по ним было интенсивное движение.

По "театральному" информацию поищу.

Игорь (07.02.17 09:56)

" -Самый первый подземный переход в Ростове был построен в 1969-1970 годах на Театральной площади, возле здания управления СКЖД," - говорит А.Г.Егоров. 

Совершенно исчерпывающая все вопросы статья от создателей переходов, с интересными подробностями. http://rslovar.com/content/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0...

Строил переходы "Мостотряд №10", в 70 годах, массово в центре города. Можно с точностью утверждать, что переход около управы СКЖД - первый из Брежневских.

Но я считаю, что общественные(!!) подземные переходы (в общем понимании определения) появились вместе с железной дорогой в Ростове.

Вообще-то, наверно, надо определиться с определением - подземный переход. Что бы отсеять проезды, сливы, сливы со ступеньками, проходы под мостики, водовозную галерею, галереи по доставке товаров в купеческие магазины, подземные ходы в крепости.

Stanichnik (07.02.17 10:17)

На аэроснимке который у меня, пересечение Крепостного и ЖД ветки к станции Ростов-на, совершенно чистое. Если не трудно, поместите здесь фрагмент.

Игорь (07.02.17 11:11)

Пожалуйста

Stanichnik (07.02.17 11:32)

Так и у меня такой же. Даже кажется немного в лучшем разрешении. Но я не могу принять эти точки и черточки за подземный переход.

Игорь (07.02.17 13:24)

¯\_(ツ)_/¯ 

Я так понимаю, эту ветку, на Ростов Гору построили не так давно, в период с 1924-1930гг. Что намного младше Юго-Восточной ЖД дошедшей в Ростов в 1871г. (Хотя участок ЖД на Береговой появился еще раньше, в январе 1868. http://www.donvrem.dermartology.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=807)

Переход не может быть очень старым.

Геннадий (09.07.23 08:09)

Грузовую ветку от Нахичевань-Донской до Ростов-Горы (до угольных складов) построили в 1914 году, а в конце 1920-х годов с Ростов-Горы по этой ветке отправлялись пригородные поезда в Новочеркасск и, возможно, даже дальше. То есть какое-то недолгое время на нынешней площади Гагарина ходили даже не только грузовые, но и пригородные пассажирские поезда. Это проверено по старым газетам.

Геннадий (11.07.23 16:12)

Уточняю по своим записям из старого "Молота". На Ростов-горе (на улице Мечникова) был даже маленький вокзальный павильон - с 1926 года, поезда отправлялись не только в Новочеркасск, но и в Шахты. Это сделали потому, что пригородного вокзала тогда в Ростове не было, а на главном вокзале путей было мало, их для всех поездов не хватало. А отправлять пригородные с Нахичевань-Донской было неудобно для пассажиров с точки зрения подъезда на городском транспорте. Кому надо было в Новочеркасск и Шахты, в основном садились в поезда на Сельмаше, где в 1937 году построили приличное вокзапьное здание. Тогда по улице Мечникова поезда и перестали ходить. Ну, а с постройкой пригородного вокзала в самом начале 1960-х годов все пригородные по всем направлениям отправлялись уже с него.

Геннадий (08.07.23 23:11)

Абсолютная чепуха насчет того, что подземный переход у здания управления СКЖД - старейший в Ростове. Я завтра точно вам скажу, когда он построен. Во всяком случае, много позже, чем настоящие ПЕРВЫЕ в центре города, а тем более позже, чем первые у Ворошиловского моста.

Геннадий (09.07.23 07:50)

Этот подземный переход построили в 1972 году, причем строил его не Мостоотряд № 10 (как большинство других), а строительные организации самой СКЖД. Информация из "Вечернего Ростова" того же года.

Игорь (08.02.17 18:07)

Есть еще один старинный подземный переход под ЖД. В Гниловской, в переулке Молодогвардейском, между Портовой и Всесоюзной. Это бывшая дорога на мост через Мертвый Донец, в Кумженку и далее в дельту Дона и Азов. Но он младше, всего на 1 год, Ростово-Аксайской линии ЖД.

Игорь (08.02.17 17:44)

И, наверно, самый старый подземный, поджелезный проход-проезд-слив в Кобяковой балке, чуть ниже Аксайского стекольного завода. Посртоен вместе с веткой Аксайская - Ростов Пристань первый в 1867 г. Конечно полотно и опоры моста заменены в 1940-1950 годах, но элементы стуенаправляющей дамбы выдают возраст. (фото с сайта Андрея Croma)

P.S. И Stanichnik прав, вероятно он нашел самый старый подземный переход Ростова (Нахичевани) такого рода.

Stanichnik (08.02.17 20:37)

Да.

Владимир (08.03.17 00:35)

Вряд ли можно считать это полноценным переходом. Изначально сразу за путями от Дона была гора. Крупного потока пешеходов или транспорта на было. Так что это даже не путепровод. На снимках люфтваффе времен войны видно, что это скорее просто ж.д.мостик через овражек, который сбегал с этой горки. Местные и сейчас просто переходят пути в любом месте. После войны, когда окончательно срыли кобяковский холм и проторили дорогу это пространство оформили как путепровод - но нормальной дороги под ней никогда не было, потому как при прокладке железной дороги тут никаких дорог и пешеходов не было в помине. А овражек был.Возможно что с ручьем. Через него и положили мостик с путями. Так что считать это переходом в любом виде - значит выдавать желаемое за действительное)

Игорь (08.03.17 12:11)

Вы правы. Мост, он и в Африке - мост, что можно сказать о почти всех представленных здесь объектах. По-этому и пытались дать определение "подземный переход".

AlexSh (09.02.17 00:06)

Предлагаю 3 простых критерия подземного пешеходного перехода.
1. Расположение ниже другой транспортной/пешеходной линии, находящейся на уровне земли, включая насыпи.
2. Основная функция - пропуск пешеходов (не транспорта, воды или коммуникаций), т.е. без пешеходов можно было бы обойтись гораздо более дешевым сооружением.
3. Длина существенно больше ширины (очень спорно).
И еще предложу наличие спуска, оборудованного специально для пешеходов, хотя бы с одной стороны, как дополнительный аргумент.

Игорь (09.02.17 19:57)

Наверняка уже есть какой-нибуцдь ГОСТ, который определяет сей инженерный объект. Но тогда под него попадут только Брежневские подземные переходы.

Вики дает более широкое определение - "Подземный пешеходный переход обычно состоит из собственно тоннеля под проезжей частью или железной дорогой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок."

Только два элемента: ступени + туннель. И это, наверно, более правильно.

Stanichnik (09.02.17 20:25)

Ни одна сфера человеческой деятельности не имеет столько правил и норм как строительство. Я могу найти десяток различных документов которые регламетируют различные параметры таких сооружений как подземный переход. А еще есть правила безопасной эксплуатации электроустановок, которые необходимо соблюдать если переход освещен. А еще есть правила противопожарной безопасности.

Я предлагаю все эти правила оставить в покое, а руководствоваться правилами предложенными AlexSh.  

Игорь (09.02.17 20:39)

То есть, не научно, а по наитию. Ну и ладно.

И тогда в номинации самый старый подземный переход г. Ростова на Дону выигрывает ...

Владимир (21.05.22 20:18)

около станции Ростов-берег ручей Гремучка протекает по туннелю под железнодорожной станцией. Там есть и "тротуар" для прохода людей.По этому "переходу" мы часто ходили на пристань, откуда ходили катера на левый берег и в город, к речному вокзалу. Думаю, что этот туннель специально был сделан и для прохода людей, а не только для стока речки из-за пристани: на станции постоянно стояли вагоны. Фото не нашёл.
В Александровке есть аналогичный переход под ж/д, пер. Руднева.

Stanichnik (21.05.22 20:46)

Спасибо Владимир. К сожалению мне не удалось отыскать точные даты строительства этих переходов. Но ЖД ветка на 29-й и в Александровке, значительно старше ветки у Ростов-Берег. Поэтому постараюсь побывать на Руднева.  Может быть там есть что-то интересное.

Serj (22.05.22 04:25)

Первый подземный переход в Ростове (именно так о нём писали ростовские газеты в 1965 году ) был построен к открытию Ворошиловского моста под улицей Седова, почти одновременно с ним был открыт и переход под следующей ниже улицей. Некоторые их даже считают одним комплексом. Подзнмный проход под железной дорогой, построенный специально (и только )для пешеходов в Ростове мне известен только один. Это переход на остановочной платформе "Сельмаш". Да и сделан он потому, что на этом месте погибли десятки (если не сотни )людей. Все прочие небольшие мосты и мостики построены сугубо для пропуска пиковых потоков дождевой воды. В чём легко убедиться. Такие мостики всегда находятся внизу улицы, спускающейся к железной дороге (и поэтому являющейся естественным водостоком), либо внизу ложбины или оврага (если рядом нет улицы). Ступеньки в них не должны вводить вас в заблуждение! Они сделаны для облегчения прохода вниз путевых рабочих, вынужденных после каждого ливня очищать бетонные русла от кустов, досок, и прочего мусора и грунта, приносимого потоками ливней.  Не нужно подозревать строителей железных дорог в излишнем человеколюбии.)))

Stanichnik (22.05.22 13:19)

Для пропуска пиковых потоков дождевой воды делается простая труба с ливнеприемником препятствующим попадания мусора в магистраль. 

Serj (22.05.22 13:35)

Наука определения конструкции и мест размещения водопропускных устройств насчитывает почти 200 лет. Пересказывать её вам я не смогу, так что- оставайтесь при своём поверхностном мнении.

Stanichnik (22.05.22 13:37)

А вы оставайтесь хамом трамвайным. Тем более случаев излечения от этой болезни, история не знает.

Димитрий (06.07.23 17:36)

Поддерживаю. То сооружение, о котором написано в обсуждаемом посте "Первый подземный", не является подземным переходом. Автору бы понять, что не всегда уровень земной поверхности совпадает с поверхностью фундаментов зданий, особенно в тех местах, где имеются значительные перепады высот на местности. Но, видно, не всем дано понимать простые вещи...

Stanichnik (06.07.23 22:13)

Перечитайте внимательно, что написали.

Serj (22.05.22 13:45)

))))Дня через два, успокоившись, вы поймёте, кто тут хам на самом деле...

Бывалый (28.05.22 14:04)

Замурованный и забытый подземный переход на пересечении ул. Страны Советов и Комбайностроителей

Stanichnik (28.05.22 14:48)

А с другой стороны дороги? Его лет 30 пытаются замуровать. Но разные личности всегда проделывали туда лазы.

Бывалый (28.05.22 19:34)

С какой целью? Был случайно найден вход в подземное царство?

Stanichnik (28.05.22 21:58)

Им мало кто пользовался. Людей там много только когда идут на завод и с него выходят. В остальное время пустынно. Лампочки побили, мусора набросали. Ходить в него стало неприятно и опасно. Там начали кучковаться маргиналы. Его несколько раз заваривали металлом. Но всякий раз в металлических стенах оказывались дыры. В этот раз кажется сделали капитально. Тоже самое произошло с переходом у площади Комбайностроителей и Троллейбусной.

Бывалый (28.05.22 23:51)

Незрелое общество отторгло блага цивилизации :-(

Гость (28.05.22 15:42)

Замуровали демоны!

Гость (28.05.22 19:17)

Не соображу, где он там?

Гость (29.05.22 16:08)

Ребят, давайте ещё чонить по сельмашу. Кстати, когда будет про ул. Воровского? Чот заждался я совсем.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.