Противотанковый район

Когда готовил статью "Противотанковый город", просмотрел множество карт военного времени. Кроме рвов, на некоторых из них были нанесены цепочки черных треугольников.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Не трудно было догадаться, что это ряды противотанковых надолбов.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Одним из районов массовой установки таких заграждений была западная окраина хутора Каратаево (теперь поселок в черте города)

Это понятно. Плоский, болотистый берег Мертвого Донца не защитишь противотанковым рвом. Я бывал в Каратаево и раньше и с уважением рассматривал многочисленные надолбы, ставшие частью поселкового ландшафта. (Это снимки 2013г.)

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону. Каратаево
 

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону. Каратаево
 

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону. Каратаево
 

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону Каратаево
 

Но только увидев эту карту, подаренную друзьями-читателями Меотиды, я понял грандиозность противотанкового сооружения.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Усеченный конус вверху снимка - известное Сухо-Чалтырьское городище. Жемчужина исторического рельефа нижнего Дона. Я снимал его во все времена года.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону.  Сухо-Чалтырьское городище
 

Но вернемся к надолбам. Рассмотрите ближе их цепь. Узор из белых бетонных "пятерок". Красиво. Он должен был защищать Ростов с самого танкоопасного направления. Осенью 41-го с запада на город накатывалась первая танковая армия под командованием  генерала-полковника Клейста. А точнее, дивизия СС «Адольф Гитлер» усиленная танковым полком 13-й танковой дивизии. 

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Я приехал в это место без особой надежды на интересные находки. Место плотно заселено и освоено. Но первый вид на окраине поселка меня потряс. Простор дельты Дона, гигантская пирамида древнего городища, кресты и НАДОЛБЫ. Кто и зачем сюда их притащил? Ведь цепь была внизу, на берегу ручья. Но вид символичный и впечатляющей.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Ручей Сухой Чалтырь и мост через него. Стратегический в 41-м.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

На берегу, видите? Белый треугольник. Надолб! Стоит там, где его поставили защитники города.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Там еще один в камышах. А возможно дальше есть, даже наверняка есть.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Женщины, подростки, старики, точно такими же холодными и ветреными ноябрьскими днями, придя пешком из далекого Ростова, ворочали в прибрежной грязи эти бетонные тетраэдры, проклиная Гитлера и сухой тростник лезущий в глаза и уши.

Этот вероятно тоже стоит на месте, где его поставили много лет назад. Цепь проходила как раз по этой улице.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Надолб - участник прошедшей войны и городище - памятник войн эпохи греческой колонизации и раннего средневековья. Надолб белокаменный как хазарские крепости. Показалось связью, хотя понимаю, что в надолбы в качестве наполнителя сыпали все, что было под рукой.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Там за ручьем на городище были наши позиции. Любые рвы и надолбы бесполезны если не прикрыты огнем. Позиция была удобной.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону. Сухо-Чалтырьское городище.
 

Это надолбы с которых начал. Отпечаталась фактура дерева опалубки.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

К тем надолбам которые фотографировал в 2013-м не пошел. Боялся их не увидеть. Но встретил другие.

Противотанковые надолбы на рубежах обороны вокруг Ростова-на-Дону
 

Даже не знаю как их правильно называть, надолбы или тетраэдры. Надолбами их называла бабушка пережившая обе оккупации. Пусть будет так.

Немцы прошли и здесь и в других местах. И не прошли ни где.

Игорь (24.11.16 10:05)

Ростов на Дону. Перекресток Цезаря Куникова и Немировича-Данченко. Притащили вероятно с ближайших берегов Темерника годах в 80х.

Stanichnik (24.11.16 18:13)

Я видел раньше надолб на обочине из окна маршрутки в этом районе. Потом он исчез. Спасибо.

Сергей Елисеев (03.12.16 15:20)

В 80 или в 81 году в этот дом въехал грузовик, после восстановления разбитого угла их и установили.

Лусеген C (24.11.16 13:30)

Stanichnik, раз уж раздел исторический, а не художественно-исторический, позволю себе пару вопросов-замечаний:
Вы пишете - "Осенью 41-го с запада на город накатывалась первая танковая армия под командованием генерала-полковника Клейста. А точнее, дивизия СС «Адольф Гитлер» усиленная танковым полком 13-й танковой дивизии." - это Вы откуда взяли? Насколько мне известно из ЖБД 13тд и 3-го корпуса, 13тд накатывалась по таганрогскому шоссе в полном составе, а Лейбштандарт действовал севернее. Усиленный танковым полком 13тд, Лейбштандарт, пошел в атаку в направлении Красный-Крым, 17-го ноября.
Дальше - Женщины, подростки, старики, точно такими же холодными и ветреными ноябрьскими днями, придя пешком из далекого Ростова, ворочали в прибрежной грязи эти бетонные тетраэдры,.... Ну, во первых не только гражданские, но и бойцы 8 и 9 СА строили РОР. Во вторых - почему ноябрь? У вас есть подтверждение, что хотя бы эту локальную полосу, возводили в ноябре 41-го? У меня есть снимки ноября 41-го года. Немного другое место, но на месте будущего РОР - практически пустыня с редкими стрелковыми ячейками. РОР стали возводить в декабре!

Stanichnik (24.11.16 17:54)

О том, что в установке надолбов участвовало мирное население я слышал от непосредственного участника. В остальном, что касается боев вокруг Ростова, вы для меня непререкаемый авторитет. И я благадарен вам за любые исправления и дополнения. А может быть (мечтаю) вы сами начните рассказывать на Меотиде о том, какая у нас интересная история.

Лусеген C (24.11.16 19:09)

5 декабря началось наше большое контрнаступление под Москвой, на юге, в это время, казалось, вот-вот возьмут позиции на Миусе (миус еще не стал всем известным миус-фронтом), освободят Таганрог и погонят гитлера аки наполеона...Но, судя по тому, что сразу после того как очистили местность от врага, принялись за постройку ростовского обвода, никаких шапкозакидательских настроений, в верхах, не было. Что там Ростов если на Волге, в мордовии, чувашии, уже в сентябре-октябре, строили не менее масштабные рубежи (Волжско-Сурский оборонительный рубеж например). Никогда не соглашусь с теми, кто скажет что все это было не оправдано в военном отношении. Может не так эффективно в условиях современной войны, но делали все что могли. И чего не могли, тоже делали.А кто скажет что делали из под палки, тому я отвечу что подвиги, в том числе и трудовые, из под палки не делают. Ну никак не заставить. Только советский народ мог такое сделать и только за свою советскую страну.

Sergey_A (28.11.16 23:26)

Я до этого уже приводил воспоминания Ильи Старинова, вот еще выдержка: "14 декабря генерал-майор Котляр приказал сформировать новую оперативно-инженерную группу для устройства минновзрывных заграждений на подступах к недавно освобожденному Ростову-на-Дону и срочно отбыть на Южный фронт." Там далее он как разрассказывает о начале создания линии рвов и минировании подступов к Ростову, т.е. создание ростовского оборонительного рубежа началось уже после освобождения города...

Лусеген С (24.11.16 19:24)

Моя бабушка копала ров и траншеи. Она рассказывала какой была норма, но я к своему стыду забыл. Норма была не малая, не помню цифры, но помню, что я с такой не справлюсь. А бабушка была хрупкой 19 летней девушкой, которой пришлось забыть про свою хрупкость - взяться за лопату, а после освобождения за рычаги трактора.

Игорь (24.11.16 23:44)

Я думаю, что стоит еще надолбы поискать в этом районе. Есть вероятность, что еще сохранились.

Игорь (25.11.16 00:21)

Ну точно! Пескова 160

Игорь (25.11.16 00:24)

Еще два!!! Пескова 154.

Игорь (25.11.16 00:37)

Еще один, там-же, спрятался.

Лусеген С (24.11.16 23:54)

Вот мне интересно где откуда такой щебень? Все ж.б. колпаки которые я видел и тетраэдры отлиты с белым камнем

Игорь (25.11.16 08:49)

Вероятно их выпускали промышленным способом на каком-то заводе ЖБК. Если так, то должна быть маркировка, как на этом фото. По маркировке можно вычислить завод и ближайший карьер со щебенкой белого цвета.

Gistory (21.08.17 15:33)

возможен вариант, что отливали на месте в опалубку. Тетраэдр стоял на своем остром конце, его заполняли раствором, который твердел и потом его просто "роняли". Присмотритесь внимательнее, скорее всего одна из видимых сторон не имеет следов опалубки.

Аналогичные тетраэдры я находил в Тверской области. В Ленинграде они больше и острее.

Интересно было бы найти наставление по их производству.

Stanichnik (21.08.17 19:55)

Очень похоже, что так.

Игорь (25.11.16 09:07)

Очень похоже на мегель. Из него цемент делают. Неужели тащили из Новороссийска?

Игорь (25.11.16 09:15)

Мергель. Клавиатура картавит))

Stanichnik (25.11.16 05:28)

У меня появилась мечта, в камышах под городищем, найти сохранившуюся "пятерку" тетраэдров. По идее она должна там быть.

Лусеген C (25.11.16 10:28)

Линия тетраэдров, согласно снимку, располагалась на застроенном ныне луге. Разве нет?
Лет 20 назад были еще практически не тронутые линии и даже пара колпаков на своем месте. Но все ушло на хоз. нужды. Даже колпаки! Если перевернуть, заделать амбразуру, то получается отличный бассейн...Люди варвары-хищники.

Ankol1 (25.11.16 22:37)

На территории Ростова знаю только один сохранившийся бетонный колпак: http://ankol1.livejournal.com/45659.html

Лусеген С (26.11.16 10:09)

Этот скорее всего не на своем месте. Правильно установленный колпак должен быть врыт и обвалован. Опять же траншей не видно, но это уже не главное. Я знавал только пару жботов которые стояли на своем месте. Оба украли (иначе не назовешь) один из них уже на свалке. Тупо украли, потом тупо выбросили. Два раза нужен был кран и камаз)Деловые люди, блин...

Игорь (26.11.16 12:09)

Где то читал, что его сдвинули при постройке теплотрассы рядом. Деревянный противоосколочный подбой и накат над входом сожгли. Откуда сдвинули - неизвестно.

Игорь (26.11.16 12:14)

Лусген С, интересно бы узнать где стояли эти два ЖБОТа, и где свалка на которой лежит выброшеный?

Лусеген C (26.11.16 13:00)

Оба стояли на самом передке ростовского обвода. В ста метра друг от друга. Боюсь голословно утверждать, что они стояли каждые сто метров, но кажется их было очень не мало.
Тот который на свалке, давно засыпан мусором. Я как то пытался притащить его домой, вделать в забор) Но как то сраслось...
Есть еще один у людей перед забором. Лежит без дела уж не знаю сколько лет. Надо бы к ним сходить, да сагитировать отдать в музей. А музей сагитировать принять дар да оплатить транспорт...

Лусеген C (26.11.16 13:49)

Кстати, никогда не обращали внимания на жб столбы с вырезами как для сруба, в деревенских заборах?
Вот они...

Игорь (26.11.16 14:19)

Там же в Каратаево. Прикольно. Не знал.

Лусеген С (27.11.16 15:15)

Нашел)

Stanichnik (27.11.16 16:38)

Это здорово!. только что это и где это?:)

Stanichnik (27.11.16 16:39)

А, так это ЖБОТ. Надо обязательно его вытащить. Я готов участвовать.

Игорь (25.11.16 09:00)

Возможно еще найти надолбы у Александровки Мишкинского района. Цитата из Википедии : "У самой окраины хутора Александровка имеется памятник: по одну сторону железнодорожного полотна в два ряда тянутся противотанковые надолбы, а другая — нагорная, до сих пор хранит шрамы военных лет. Отчетливо видны многочисленные окопы, противотанковый ров, открытые площадки для артиллерийских орудий и минометов." Stanichnik, если пожелаете и найдете время, можете найти пятерку и там в камышах. Местность там тоже не отягощена цивилизацией.

Лусеген C (25.11.16 14:48)

Мишкинский СС. Местность наша не отягощена цивилизацией, отягощена она застройкой всего, что застраивать не стоило бы) Я что то не верю, что там все еще прям тянутся надолбы. Там что нет хозяйственных мужиков?)Сколько бетона пропадает!)Знаю места и "предприимчивых" граждан, которые разбивали сталинский бетон в крошку с целью добыть арматуру-металлолом.

Борис (25.11.16 11:35)

Определение камней по фотографиям невозможно. Что могли добавлять — что угодно — известняк (белый, плотный, пелитоморфный — есть в окрестностях); песчаник известняковый, известняк песчанистый - всего этого навалом в окрестностях города, по правобережью, кроме мергеля. 50 метров разных известняков тут находится, за 25 млн лет накопились. А вот мергель появляется только уже за Дарьевкой.

Игорь (25.11.16 12:07)

Да, Вы совершенно правы, Борис. Тогда остается маркировка. Буква "А" и цифра?

Борис (25.11.16 13:57)

Не знаю. Классы и марки бетона не так обозначаются. Может означать Армированный

Лусеген C (25.11.16 14:35)

Хм...может рубеж и количество? Типа заказали тысячу штук для рубежа А...

Игорь (25.11.16 17:34)

Я мыслю, что и то и то маловероятно. Они все армированы. Они не штучные изделия и вряд ли отличались в линиях "Г", "А", "В". Скорее всего завод. На снимке вверху явно видно Г - Грязовский завод, можно предположить А- Аксайский, Азовский.. Вряд ли их делали далеко, и скорее всего перемещали баржами, гужевым транспортом на большие расстояния потребовалось огромное время и количество подвод.

Игорь (25.11.16 17:44)

Офтопик. А заметили ли Вы мощеный булыжником спуск к мосту в Каратаево? Для небольших поселений - нонсенс? Это старая дорога в Елизаветинскую?

Лусеген С (25.11.16 20:46)

Не нонсенс. Десятки километров мощенных дорог соединяли хутора. До 60-х годов мостили камнем и в немалых объемах. Местами не хужей аппиевой дороги)

Stanichnik (25.11.16 21:14)

Посмотрел старые карты, мост в этом месте появился в 60-х. Вероятно мощенная дорога - послевоенная. Похоже, что ее построили когда на левом берегу Донца появились фермы. Они и сейчас там

Лусеген C (01.12.16 14:52)

Мостили в поселениях, мостили десятки км между поселениями. И хорошо мостили.

Ankol1 (25.11.16 22:24)

В районе Каратаево очень много надолбов лежит вдоль береговой линии Мертвого Донца. Видимо их использовали для укрепления берега.

Лусеген С (25.11.16 22:28)

Скорее всего лежат как и лежали примерно, до густой застройки. От станции Хапры до Гниловской был вырыт пт ров, который местами был подкреплен тетраэдрами

Лусеген С (25.11.16 22:35)

Вот собственно Калинин. Семерники-каратаево, наверняка так же было.

Ankol1 (25.11.16 22:42)

Там надолбы лежат даже в самой реке.

Лусеген С (25.11.16 22:57)

Наверняка скинули. Не думаю, что кто то, там что то укреплял... Да и не важно, по сути...

Зритель (27.11.16 12:06)

Сегодня, 27 ноября, в Ростове-на-Дону проведут военно-историческую реконструкцию в память о первом освобождении города в годы Великой Отечественной войны. Мероприятие начнется в 11 часов утра в Кумженской роще.

Лусеген С (27.11.16 15:13)

Вы сообщаете о мероприятии которое уже час как началось?) Мне лично не нравятся мероприятия называемые реконструкциями. Реконструкции там ноль, одна войнушка и введение в заблуждение обывателя, который думает что так все и было. Пока, с сожалению, так. Да простят меня реконструкторы.

ЕВГЕНИЙ-ГОСТЬ (27.11.16 18:17)

Фото с "Вечерки" 27.11.16- вполне достоверная сцена-реконструкция, мне кажется....

Stanichnik (27.11.16 18:22)

Я жалею, что не попал. Работал.

Страницы

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка