ПРОСПЕКТ ИМЕНИ ЗАВОДА

   Как мы и обещали читателям, очередная наша прогулка по микрорайону Сельмаш пройдёт по проспекту, названному именем знаменитого завода, давшего жизнь значительной по площади новой части Ростова-на-Дону – Сельмашу.    

 


 

   Прежде чем отправиться, однако, на эту прогулку, немного расскажем о названии проспекта. Его изначальное имя – Сельмашевский.  Хотя в ряде письменных источников он короткое время в конце  1920-х годов и в самом  начале 1930-х - назывался не проспектом, а Сельмашевской улицей. Надо заметить, что по первому плану застройки посёлка Сельмаш  главной его улицей (по значимости) считалась Конвейерная (нынешнее название – Сержантова). Она была самой оживленной, выходя к железнодорожной платформе Сельмаш, к заводоуправлению и к одной из проходных завода-гиганта.

 


 

   Значимость Сельмашевского проспекта поначалу была поскромнее, а застройка большей его части представляла собой тогда обычные частные домики, которые строили сами рабочие и служащие завода.  Но транспортное значение проспекта было велико – как главной магистральной улицы, ведущей из центра Ростова и из Нахичевани (до 1929 года – отдельного города) – к строящемуся, а с лета того же 1929 года – уже частично действующему большому заводу. Так что получить здесь участок для постройки своего дома считалось удачей.

   Работая над публикацией, я прежде всего решил установить, а когда же и почему Сельмашевский проспект стал проспектом Сельмаш. Задача оказалось не такой уж простой. Во всяком случае, в лучшей довоенной карте Ростова-на-Дону, вышедшей в 1939 году, проспект, по которому уже ходили не только автомобили, но и трамваи с троллейбусами,  назывался по-прежнему Сельмашевским.  Потом 20 лет карты города не выпускались вообще. А в 1959 году, когда появилась крайне скромная по оформлению карта, вложенная в путеводитель по Ростову-на-Дону  (автор – тогдашний директор Ростовского областного краеведческого музея С.М. Марков), Сельмашевский проспект, как и весь Сельмаш,  не показаны вообще, как и другие промышленные зоны – такие тогда были правила составления городских карт по соображениям безопасности. И только в тексте самой книги, в том числе в перечне маршрутов городского транспорта, название «Сельмашевский проспект» присутствует. Есть оно и в картах Ростова, регулярный выпуск которых возобновился в конце 1960-х годов. И лишь в картах 1977-го и 1979 годов появляется видоизмененное название – «проспект Сельмаш». Это не было  новым названием, да и соответствующего решения городских властей по такому поводу, судя по всему, не принималось. Просто «уточнили» написание названия проспекта.  Так оно и пошло дальше, тем более что в 1970-е  годы кардинально изменился вид проспекта – его почти полностью перестроили. Возможно, кто-то из городских чиновников, заказывая новые таблички с названием важной городской магистрали, просто ошибся, дав проспекту короткое, но, по большому счету, то же самое название. В русском языке вообще принято давать улицам названия  чаще всего в форме имён прилагательных, а не существительных: Ворошиловский и Будённовский проспекты, Московская и Советская улицы, Новочеркасское шоссе, Социалистическая улица. И так далее…  Так что название «Сельмашевский проспект» было вполне естественным и традиционным.  А вот «проспект Сельмаш» на слух воспринимался немного странновато.  Сельмаш как поселок или микрорайон - нормально,  а   вот   проспект  Сельмаш – это, вообще-то,   нарушение российской стилистики. Впрочем, спустя несколько лет на такое уже перестали  обращать внимания.  К изменившемуся названию просто привыкли…

   Интересно, что на доме по проспекту Сельмаш, 104 (самом последнем на этой магистрали) сохранилась табличка с еще одним вариантом названия – «Пр. СельмашА». Судя по всему, этот вариант не являлся официальным – это просто была чья-то самодеятельность – возможно, от незнания.

 


 

   Ну, а теперь и в самом деле пора начинать нашу прогулку – по всему протяжению проспекта, названного именем завода. А это 1.333 метра.

 


 

   Начинается он на сложном перекрестке трех проспектов - Шолохова (ранее – Октябрьской улицы), Сельмаш,  Мира (ранее – Молотова) и переулка Кривошлыковского. Сама площадь – ее название Октябрьская  - очень оживленное место, где есть, как говорится, почти всё: ростовский пригородный автовокзал, небольшой, но очень популярный рынок, уголок одного из лучших в городе парка имени Николая Островского с торгово-развлекательным центром «Арбат», участок детской железной дороги, стадион с историческим названием «Ростсельмаш» (ныне «Олимп»)… Тут же – грузинский ресторан «Тамада», кафе, магазины (в том числе сетевой «Перекрёсток»), несколько остановок транспорта, отправляющегося отсюда буквально во все районы города.  Именно тут начинается Сельмаш как крупный и значимый микрорайон города, в котором многие тысячи ростовчан живут и работают.  

 


 

ВДОЛЬ ПАРКА – КО ДВОРЦУ


   В моём детстве первые семьсот метров проспекта представляли собой, деликатно говоря,  унылое зрелище: частные домишки, построенные на стыке 1920 – 1930 годов. Что поделаешь – даже  Москва не сразу строилась… Тем более Ростов-на-Дону. Почти сельский пейзаж. Оживлял его уже почти выросший большой парк имени Николая Островского, вокруг парка пролегла с 1940 года Детская железная дорога протяженностью около четырех километров – любимый «объект» сельмашевской и вообще ростовской детворы. Поход на «железку» воспринимался тогда едва ли не как родительский подарок. Главной станцией в моем детстве была как раз на проспекте Сельмаш - «Победа», хотя изначально (но это ещё до моего рождения) станция эта носила имя сталинского наркома железнодорожного транспорта Лазаря Моисеевича Кагановича. Отметим сразу, что нынешняя главная станция детской железной дороги - «Солнечная», находится она на проспекте Шолохова, примерно в полутора километрах от «Победы».  А в здании «Победы» почти всю площадь занимает ныне администрация парка культуры и отдыха имени Н.А. Островского, здесь же работают сотрудники городского управления культуры, координирующие деятельность всех городских парков Ростова.

 


 

   Сам парк – бывшая Балабановская роща – тоже была в моём детстве -  одним из любимых мест развлечений мальчишек и девчонок. Однако и детская железная дорога, которой, кстати, в 1961 году присвоили имя Юрия Гагарина (почему-то об этом сейчас мало кто вспоминает!), и тем более парк заслуживают особого разговора, отдельных краеведческих статей. Думаю, что они у нас в «Меотиде» обязательно в обозримой перспективе появятся.  Ну, а пока что мы движемся по проспекту Сельмаш в сторону Дворца культуры «Ростсельмаш» (проспект Сельмаш, 3), активно строившегося в моем раннем школьном детстве. Одно из красивейших зданий города ещё до завершения стройки было местом наших мальчишеских походов. Сначала  –  нелегальных  –  не разрешавшихся родителями, да и, кстати, строителями. Но как было не пойти сюда посмотреть, как работают экскаваторы, бульдозеры, подъёмные краны…  Огромное здание своими размерами нас просто поражало. В 1959 году первая очередь Дворца была открыта. Учителя водили нас туда на различные торжественные мероприятия и на киносеансы.  

   


                   

   А когда двумя годами позднее, в 1961 году,  открыли весь Дворец культуры «Ростсельмаша» с роскошным главным театральным залом более чем на тысячу мест, спортивным залом, библиотекой, десятками студий для взрослых и детей и массой приятных мелочей типа буфетов, где можно было полакомиться  мороженым и даже непривычным для большинства тогдашних детей вкусно пахнувшим кофейком (это считалось особым шиком!) - восторгу и детей, и взрослых не было предела. Дворец был построен по проекту ростовского архитектора А. Мулика. Его вспоминают ныне добрым словом все, кто живёт на Сельмаше. Отметим, кстати, что ныне это уже не ДК «РостсельмашА», а ДК «Ростсельмаш»: завод от своего Дворца отказался, и теперь он находится в собственности Ростовской области. Предложение же назвать Дворец «Казачим»  не получило поддержки ни властей, ни граждан. Мы, дети послевоенных лет, знали, что это – новый Дворец культуры. А до войны был другой, более скромный (взрослые его чаще называли «клубом») - уничтоженный гитлеровскими оккупантами. Находился он на теперешней территории областной больницы № 2 - на стыке улицы Клубной (отсюда и её название) и улицы Первой Конной армии. Кое-кто из пацанов нашего класса даже играл с друзьями  на развалинах того, разрушенного дворца, хотя, опять-таки, родители таких игр не поощряли – там можно было легко получить травму, что со многими и случалось. Но – мальчишки есть мальчишки…  Новый же дворец – гораздо красивее прежнего – просто поражал не только своими размерами, но и эффектными интерьерами, парадными лестницами, парной скульптурой на фронтоне – колхозница и инженер (около года назад,  кстати,  реставрированной).  Мы тогда еще не знали, конечно, термина «сталинская архитектура», но уже чувствовали,  что это значит - красивая.      

   Идя в сторону Дворца культуры по левой, парковой стороне проспекта, нельзя не остановиться у входа в парк, где стоит памятник Николаю Алексеевичу Островскому – революционеру и участнику Гражданской войны, неординарному человеку, ставшему, несмотря на тяжелую инвалидность, неподвижность и слепоту, писателем, автором знаменитой книги «Как закалялась сталь». Умер писатель  еще молодым человеком, в 1936 году, а в 1940 году парк «Ростсельмаша» стал носить имя Н.А. Островского. Памятник ему воздвигнут у входа в парк в 1967 году, реконструирован и вписан в новую скульптурную композицию в 1980-х годах.   

 



 

   В самом конце первого квартала Сельмашевского проспекта, вблизи Производственной улицы (как раз напротив Дворца культуры), был в годы моего отрочества домик немного получше остальных. В нём жил бывший директор «Ростсельмаша» Максим Захарович Титаренко. В старших классах мне, как комсомольскому активисту и участнику создания школьного музея истории «Ростсельмаша», захотелось встретиться с Максимом Захаровичем – тогда уже пенсионером – и расспросить его о том, как ростсельмашевцы эвакуировались в начале войны в далекий от Ростова Ташкент, чтобы продолжать там выпускать комбайны и военную продукцию.

 


 

   Надо сказать, что я тогда уже готовил себя к профессии журналиста. Преодолев естественную робость, постучался в двери домика бывшего директора. И что бы вы думали – принял меня Титаренко, много интересного рассказал, а я записал (вручную!) его рассказ. Бытовой звукозаписывающей техники тогда ещё в нашей стране практически не было… Запись та осталась в школьном музее, а для меня это был первый и очень удачный опыт общения с большим руководителем, который проявил себя как добрый человек и наставник.                         

МАГИСТРАЛЬ МЕНЯЕТ ОБЛИК

   В студенческие мои годы и в первые годы работы в заводской газете «Ростсельмашевец» проспект Сельмаш кардинально изменил свой тогдашний облик, став действительно проспектом - вдвое шире прежнего и к тому же солидно застроенным.  В первую очередь это касалось участка от Октябрьской площади до бывшей Производственной улицы. В 1970 году эта улица получила новое имя -  генерал-лейтенанта, первого командира пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса в годы Великой Отечественной войны,  талантливого советского военачальника Алексея Гордеевича Селиванова. Генерал умер в 1949 году сравнительно молодым, от  редкой у военных болезни – туберкулёза.  

   В семидесятых годах все одноэтажные дома в этой части проспекта Сельмаш были разобраны и заменены чередовавшимися 9-этажными  панельными и 12-этажными кирпичными зданиями. А в начале 2000-х годов на углу с улицей Селиванова появились даже 14 – 15-этажные жилые дома повышенной комфортности (их адрес – проспект Сельмаш, 18 и 20) – с многочисленными магазинами. В 12-этажных кирпичных зданиях также разместились, кроме квартир, и общественные объекты. В доме № 2 – сетевой магазин «Перекрёсток» и кафе (ныне - с названием «Кавказское бистро - Бурка», ранее оно называлось «Дельфин»); в доме № 6 – магазин средств связи, электроники и цифровой техники  «Вольта»; в доме № 10 – ЗАГС Первомайского района со стоящей перед ним  скульптурой «Купидон» (крылатое древнеримское божество любви и влечения; автор – В.Г. Беляков); в доме № 14 – студия «Всё для свадьбы».

   Немолодые жители Сельмаша наверняка помнят у дома № 2, где тогда размещался фирменный магазин «Океан», чрезвычайно оригинальный фонтан, удивлявший встроенной в него скульптурой. Она изображала батискаф с исследователями и плывущих рядом двух дельфинов. Построен фонтан был в 1979 году (сам дом – в 1976-м), выполнили работы на Ростовском заводе нестандартизированного оборудования – филиале "Ростсельмаша" – в подарок городу.

 


 

   Увы – в 1990-х годах фонтан разобрали в связи с прекращением работы «Океана», а новому хозяину – другому магазину -  фонтан и скульптура оказались не нужными.  Нужны ли они горожанам – об этом просто не подумали и не спросили.  В те годы такое мало кого удивляло.     

   Следует отметить, что сносу в советское время подверглись только те дома на проспекте Сельмаш, которые находились в первом и втором рядах застройки.  Находившиеся «глубже»  сохранились, в значительной части, до наших дней, хотя многие из них за прошедшие годы перестроены и обрели все удобства - уже на средства их владельцев. Интересно и то, что в целом сохранились, как своеобразные памятники той эпохе, названия находящихся там  улиц. В основном эти названия связаны с цехами завода: Промышленная, Инструментальная, Металлургическая, переулки Сборный, Литейный, Деревообделочный, Столярный…  Впрочем, есть и две переименованных улицы: Ищенко и Ивахненко, названные в честь погибших  при защите Ростова-на-Дону ростсельмашевцев - бойцов Ростовского стрелкового полка народного ополчения.  Прежние названия этих улиц,   соответственно,  были  - Модельный и Клеевой переулки.         

   Перед Дворцом культуры «Ростсельмаша» в конце 1990-х годов была создана и архитектурно  оформлена новая площадь – Комбайностроителей.  Здесь же,  на  заново сооружённом постаменте, устанавливались с тех пор сельмашевские комбайны-памятники, которые заменяли  на  совсем  новые -  с началом   выпуска каждой из последующих  моделей. 

 


 

   Вообще история комбайнов-памятников «Ростсельмаша» очень интересна и уже присутствовала в нашем сайте.  Ныне на постаменте находится комбайн «Тоrum-785».

Формирование новой площади завершилось постройкой на ней большого и довольно выразительного по архитектуре здания Первомайской районной налоговой инспекции, а также бизнес-центра «Сельмаш» (на проспекте Сельмаш, 90 «А») -  с фонтаном возле него. Площадь Комбайностроителей образовала сложный перекресток трёх магистралей – проспекта Сельмаш и улиц – Первой Конной армии и Селиванова. В сочетании со Дворцом культуры «Ростсельмаш» это выглядит особенно эффектно.

 


 

Дальше по проспекту Сельмаш долгие годы (начиная с конца двадцатых и начала тридцатых годов) находились, вплоть до Конвейерной улицы (ныне улицы Сержантова),  простенькие одноэтажные жилые строения (но, что важно, уже тогда -  со всеми удобствами) и пять построенных  после войны симпатичных двухэтажных коттеджей «американского» типа - на восемь квартир в каждом (один из них отдали затем для размещения районной милиции, а в ещё одном разместили ростсельмашевскую ведомственную гостиницу). В центре этого участка, на проспекте Сельмаш, 94, в 1971 году построили девятиэтажное здание с большим, во всю длину дома, универсальным магазином «Нива».

 


 

   Как раз в том году начали выпускать на заводе комбайны «Нива», так что слово это было у всех сельмашевцев «на слуху». Сейчас от «Нивы» остался лишь небольшой фрагмент, а остальное место заняли Сбербанк и банк «Центр-Инвест». Интересной деталью является то, что магазином «Нива», открывшимся в августе 1972 года, многие годы руководил Герой Советского Союза, бывший фронтовик, гвардии старший лейтенант Иван Михайлович Воронцов. Свой подвиг Воронцов совершил в бою в январе 1945 года при форсировании реки Одер – на границе Польши и Германии.

 


 

   Открытие «Нивы», в котором мне довелось  принимать  участие как журналисту,  превратилось в большой праздник для всех жителей микрорайона – такого огромного магазина, сопоставимого по общей площади с большими универмагами в центре Ростова, никогда до этого на Сельмаше не было.

 


 

   Большой квартал  на пересечении  проспекта Сельмаш и улицы Сержантова завершил построенный в 2006 году 18-этажный жилой дом № 98/11 на 188 квартир с несколькими магазинами, среди которых выделяются сетевой  продовольственный – «Пятёрочка», а на 2-м этаже -  магазин компьютерной и бытовой техники «ДНС-гипер». 


 

   Прежде чем перейти к последнему кварталу проспекта Сельмаш, вернемся на площадь Комбайностроителей и рассмотрим достопримечательности левой стороны, которых тоже немало. Одно из административных зданий занимает здесь, в перестроенном двухэтажном детском саду (проспект Сельмаш, 7), промышленный союз «Новое содружество», образованный в 1992 году. Основателями и основными акционерами его стали молодые и, безусловно, талантливые и разумные бизнесмены – К.А. Бабкин, Д.А. Удрас, Ю.В. Рязанов, сделавшие ставку прежде всего на производство крайне необходимой стране продукции, а не на торговлю, как большинство бизнесменов тех лет. Именно этот союз сыграл  решающую роль в сохранении «Ростсельмаша» как комбайностроительного предприятия, приняв на себя финансовые обязательства находившегося в глубоком кризисе завода. В итоге сохранились и сам завод, и его коллектив (хотя и уменьшившийся по сравнению с благополучным советским временем).

 


 

   В симпатичном соседнем здании, построенном в 80-е годы на проспекте Сельмаш, 5, "Новое содружество" разместило собственную ведомственную гостиницу. Она была настолько хороша, что оказалась выбранной «самой» Аллой Пугачёвой для того, чтобы провести здесь несколько дней во время её гастролей в Ростове.  Во всяком случае, так утверждают работавшие здесь тогда сотрудники промышленного союза.

   Идём дальше, и видим здесь, вдоль трамвайных рельсов, две «хрущёвские» белокирпичные жилые пятиэтажки (проспект Сельмаш, 7 «А» и 7 «Б»), построенные, соответственно, в 1964 и 1966 годах. В первой из них тогда сразу же поселилась районная библиотека имени Ломоносова – одна из самых крупных в нашем городе, с удобным читальным залом и помещением для читательских конференций и презентаций книжных новинок. 

 


 

   Продолжая нашу прогулку, мы оказываемся у кольца трамвайных маршрутов №№ 4 и 10, а затем – у вполне приличного пригородного железнодорожного вокзала «Сельмаш», построенного в 1937 году вместо изначальной деревянной «хибарки», существовавшей здесь с начала строительства «Ростсельмаша» в 1926 году.

 


 

   Вот только свободной площади у вокзала с памятных 1990-х годов ныне уже нет – вся территория оказалась заполнена разнокалиберными магазинчиками и киосками – наследием «рыночного» времени.

   Вот мы и возле улицы Сержантова, где уже были в конце нашей второй прогулки («399 метров истории»).

 

   Здесь нам придётся внести поправку. В прежней нашей публикации («399 метров истории») было сказано, что дом на углу улицы Сержантова и проспекта Сельмаш (под номером 10 / 100) был построен на месте прежней довоенной ростсельмашевской фабрики-кухни, разрушенной во время Великой Отечественной войны. Более пристальное изучение сохранившихся документов, включая немецкую военную аэрофотосъёмку тех лет, а также воспоминания и комментарии наших читателей, также интересующихся этой темой, показали, что, хотя фабрика-кухня находилась действительно в этом огромном по площади дворе, но не на месте дома на углу улицы Сержантова и проспекта Сельмаш, а дальше - в сторону троллейбусного кольца (на Сельмаше то место называли «Круг» или «Кольцо»), а также бывшего трамвайного кольца первого маршрута. Возможно, фабрика-кухня находилась на месте нынешнего дома по проспекту Сельмаш, 102 «А», но документов, подтверждающих это, пока не обнаружено.  Что касается того, что за здание находилось до своего разрушения во время Великой Отечественной войны на углу улицы Конвейерной (ныне Сержантова) и нынешнего проспекта Сельмаш, то, по мнению авторитетного краеведа и историка ростовской архитектуры Артура Токарева, это был двухэтажный (а в части своей – трехэтажный) универсальный магазин «ЕПО» (единого потребительского общества).   

 


                                                                             

ПОЧТИ У САМОЙ ПРОХОДНОЙ…

   Оставшийся еще не пройденным нами завершающий участок проспекта Сельмаш, пожалуй, интереснее двух предыдущих.  Об одном из находящихся здесь зданий мы уже рассказывали, потому что это – пристройка к зданию с номером на улице Сержантова, 10 / 100  (последняя цифра – 100 – относится как раз к проспекту Сельмаш). Семиэтажная нестандартная пристройка с первыми на Сельмаше лифтами  построена в далёком уже 1965 году. На первом этаже здесь находятся различные магазины, в числе которых – винный со ставропольским названием «Стрижамент», хотя торгуют здесь винами не только со Ставрополья, но и с Кубани.

   Дальше на правой стороне проспекта Сельмаш – единственный сохранившийся на этом проспекте довоенный дом. К тому он – один из старейших на всём Сельмаше – и одно из двух первых в нашем микрорайоне общежитий постройки 1929 года.  Самое интересное – то, что оба этих трехэтажных здания не просто сохранились, а находятся в хорошем состоянии и продолжают служить людям, хотя уже и не в качестве общежитий.

 


 

   На проспекте Сельмаш, в доме № 102, мужское общежитие закрылось еще в советское время (в 1980-е годы), когда потребовалось открыть в Первомайском районе отделение Строительного банка. Понятно, что строители без проблем сделали здесь капитальный ремонт. А когда наступили «рыночные» времена и число коммерческих банков росло, как на дрожжах, вместо строительного здесь открылся «Сельмаш-банк», тесно связанный с уже названным промышленным союзом «Новое содружество».

   Другое бывшее общежитие 1929 года постройки, женское, находившееся на Плужной улице, 16 (по соседству с Сельмаш-банком), после ремонта превращено в 2010-х годах в недорогой отель «Евразийский», которого как раз тогда не хватало нашему микрорайону. Здесь теперь вполне достойные, хотя и скромные гостиничные  номера.

   Вернемся, однако, на проспект Сельмаш. Следующее (за «Сельмаш-банком»)  здание – обычный пятиэтажный жилой дом № 102 «А», в полуподвальном помещении которого работают химчистка и мастерская по ремонту и заправке принтеров. И, наконец,  последний на этой стороне проспекта, дом № 104 – это построенное в 1960-х годах   большое пятиэтажное общежитие. У него интересная история. Первоначально это было ростсельмашевское мужское общежитие № 10, а затем оно стало специализированным общежитием Ростовского завода-втуза. Живущие здесь студенты одновременно являлись рабочими или служащими «Ростсельмаша». А когда несколько лет назад завод-втуз вернулся в ведение РИСХМа (теперь Донского государственного технического университета – как его структурное подразделение), в этом здании разместилось общежитие № 6 ДГТУ. Первый этаж этого дома занимали ранее продовольственный магазин «Молдова», продававший в основном продукцию молдавских сельхозпроизводителей, и кафе.  Ныне здесь работает большая  студенческая столовая, а часть первого этажа занята магазином  спецодежды.

 


 

   На противоположной  стороне проспекта Сельмаш, за вокзалом, в  начале 1960-х годов появилось то, что жители микрорайона традиционно называли, а некоторые и сейчас называют, «пассажем».  Хотя применение этого слова вряд ли в данном случае правильно. Ведь пассаж – это, согласно словарю, -  тип торгового здания, в котором магазины расположены по сторонам широкого прохода с остеклённой кровлей (типа Петровского пассажа в Москве).  На проспекте Сельмаш ничего похожего никогда не было. Около полутора десятков магазинчиков и  торговых лавочек с отдельными входами торговали тут тем, что давало доход.  Жители Сельмаша охотно заходили сюда «прицениться» а затем и купить что-то.  Завершало торговый ряд у путепровода под железной дорогой хорошее фотоателье, где люди фотографировались - прежде всего для документов. Сейчас тут продают пиццу, суши, роллы…

   Обратим также внимание на завершающий левую сторону проспекта Сельмаш автомобильный путепровод под магистральной железной дорогой, ведущей из Ростова-на-Дону в Воронеж и Москву. Построен путепровод во время сооружения «Ростсельмаша», в самом конце 1920-х годов и стал одним  из первых в Ростове путепроводов в двух уровнях – сельмашевцы  часто называют его по привычке «мостом», хотя слово «мост» вообще-то подразумевает водную преграду, которой тут нет… 

 


 

   Вот, собственно, на этом и заканчивается проспект, носящий имя  знаменитого ростовского завода.  А место, известное сельмашевцам как «Круг» либо  «Кольцо», обрело (в конце 1980-х годов)  статус «Первомайской площади» - по названию района и находящегося здесь небольшого торгового комплекса.  Отсюда подземный переход, появившийся ещё в 1969 году, более полувека назад, вёл прямо к главной проходной «Ростсельмаша».

 


 

   Надеюсь, что из нашего рассказа о проспекте Сельмаш вы, уважаемые  читатели, узнали что-то для себя  новое,  полезное и интересное. Ну, а мы будем теперь готовить для вас новый маршрут. Вероятно, это будет путешествие по одной из самых необычных улиц нашего микрорайона – Металлургической. Это овальная в плане, более чем двухкилометровая улица, начав движение по которой, вы непременно снова вернётесь в ту же точку. Так что до новой встречи, друзья!..                           

                                                                                         

                                                                                   С вами на прогулке был

                                                                                   Член Союза журналистов России

                                                                                    Геннадий БЕЛЕНЬКИЙ.

                                                                                    Фото Heach

 

 

Stanichnik (03.07.23 12:40)

Ещё не дочитал до половины, а уже много вопросов. И главный - впервые слышу о старом клубе на месте нынешнего ДК. Тем более есть фото 30-х годов, на котором видна плотная роща на этом месте. 

Геннадий Леонидович, что еще известно про этот клуб? 

Heach (03.07.23 13:04)

Я что-то не обратил внимания на это, скорее всего Геннадий имел ввиду старый клуб на Клубной.

Геннадий (03.07.23 13:07)

Доброе утро! Я не понял вопроса. Я не писал, что новый дворец культуры РСМ - НА МЕСТЕ старого. А про старый (где он был и т.д.) в "Меотиде" не раз писали. Я посчитал, что писать об этом снова - не нужно.

Heach (03.07.23 13:55)

Дело не в этом. В тексте написано так, что можно понять, как написал Андрей. Надо откорректировать.

Геннадий. (03.07.23 15:16)

Хорошо. Я напишу тебе вечером более четкую формулировку!

Гость (03.07.23 20:35)

Спасибо за статью!

Heach (03.07.23 20:39)

Я уверен, автор, с пониманием относится к некоторым уточнениям. Так, в статье не говорится о том, что первые памятники - комбайны появились, таки, на кольце и ещё раньше около 10-й больницы, а не сразу на площади Комбайностроителей, как может понять читатель. Здесь статья Романа S. А также в статье написано, что "Новое содружество" построило гостиницу, но представленное фото из 80-х говорит о более раннем сроке постройки. На постаменте 2 млн. комбайн - середина 80-х.

Stanichnik (03.07.23 21:40)

Не могу не заметить, что всё-таки "Пассаж" был именно магазином, в котором несколько отделов были соеденены в один проход. И все отделы были продовольственными. Каждый отдел имел свой вход. Но и общий проход был. Слово "пассаж" выбрано точно. Писал об этом магазине.

 

​Passage или по волнам моей памяти. 

Светлана Николаева (03.07.23 22:03)

Не могу не согласиться с Андреем, "Пассаж" был единым магазином, без стеклянной крыши, конечно.  

Это уже  потом появились отдельные магазинчики с постоянно меняющимися названиями. Мы в "Пассаж" редко ходили, недешево там было. 

Светлана Николаева (03.07.23 21:57)

Интереснейший материал, и точно много нового я для себя узнала.

Лица на парной скульптуре на ДК просто притягивают взгляд. Не знаете, это собирательный образ? 

Спасибо, Геннадий Леонидович,  Юра, тебе спасибо огромное.

Stanichnik (03.07.23 22:33)

Ещё, Геннадий Леонидович, прошу вас вспомнить, что было на проспекте, между площадью и ул Конвейерной? Вы пишите, что там стояли "одноэтажные домики, но со всеми удобствами". Я всегда думал, что там сразу, в 30-х, на пустом месте, построили "Городок специалистов" из двух-трёх этажных домов и обнесли его забором. Но специально этим вопросом я не занимался. Уточните, очень интересно.

Heach (03.07.23 22:54)

На представленном фото 30-х годов все дома стоят и тот, где была милиция, и одноэтажные есть как раз на месте "Нивы".

Stanichnik (04.07.23 07:25)
Heach (04.07.23 08:50)

Домики одноэтажные и ты об этом в статье написал :). В остальном не спорю. По сути сказанного только с гостиницей "Нового содружества" Геннадий был не точен. В случае с Пассажем и комбайнами - это его мнение, фразы так подобраны, что не содержат неточности.

Геннадий (04.07.23 18:08)

Между Конвейерной и местом, где теперь площадь Комбайностроителей, точно была группа одноэтажных, но с удобствами домов (подтверждается фото). А вот "Городка специалистов (такого названия) я не застал. После войны оно, скорее всего, уже не употреблялось, и ограды там никакой я не помню.

Stanichnik (04.07.23 19:52)

Ограду я хорошо помню. В 60-х, в ней уже небыло ворот и калиток, народ ходил свободно. Но кирпичная стена с металлическими, решетчатыми  вставками была.

Попов Михаил (05.07.23 14:29)

Полагаю, что заметку о проспекте Сельмаш ( как и о других улицах города и окрестностей) можно уточнять и дополнять до бесконечности. У каждого из нас найдётся недосказанное, именно своё. Но Геннадий Леонидович даёт важнейшие признаки и характеристики, позволяющие понять историю и ощутить колорит конкретного места. Спасибо большое ему за это.

А мы все, ведомые Андреем, на страницах Меотиде нюансы ( как по истории комбайнов на постаментах или городка специалистов) можем уже в деталях прорабатываться

Геннадий (05.07.23 17:50)

Миша, спасибо за оценку и понимание. Думаю, ты прав.

Heach (05.07.23 23:32)

Я так думаю, цикл публикаций об улицах тем и хорош, что мы можем составить целую документальную повесть о Сельмаше, как о поселке. Все вносимые замечания и исправления очень важны, поскольку не просто дополняют общую картину, а уточняют детали. В том то и дело, что все мы и раньше делали всё это, но так или иначе частично, а сейчас можем воссоздать целое. Потому-то начинание Геннадия замечательно, ибо мы можем уже систематизировать накопленный фотоматериал и воспоминания.

Геннадий (06.07.23 16:39)

Благодарю, Юра! Согласен с тобой. Мы так и будем делать дальше, да? Готовься в августе на овал Металлургической!

Heach (05.07.23 23:49)

Глядя на карту аэрофотосъёмки 1944 года, можно понять, что некоторые из одноэтажных домов на месте дома "Нивы" были разрушены в войну.

Светлана Николаева (06.07.23 06:55)

Следующий очерк о улице Металлургической, а потом?  Улица Веры Пановой? По ней тоже ходил трамвай под номером 1. ;) 

 

Гость (06.07.23 21:09)

А где начало и конец ул. Металлургической?

Heach (07.07.23 11:50)

По ул Веры Пановой (Матросской) Роман выложил хороший объём фотографий помнится, но вот они из 70-х и 80-х уже. Пораньше бы что-то найти.

Геннадий (06.07.23 16:32)

Ну, в принципе твое предложение принимается, Светлана! Но это уже осенью!

Геннадий (07.07.23 07:07)

Начало нумерации улицы Металлургической - дом № 2 - на углу с улицей Селиванова (бывшей Производственной) - рядом с общежитием РСМ № 4 (красивый дом с башенкой, № 112 -в этом же доме работает пенсионный фонд Первомайского района). Последний номер дома на этой улице - 114 - пятиэтажная типовая "хрущёвка". Подробности будут в материале, над которым я сейчас работаю.

Геннадий (18.11.23 18:52)

Уважаемые друзья и коллеги по краеведческому интересу к истории микрорайона Сельмаш! Только сейчас, перечитав написанный мной текст публикации ("Проспект имени завода"), я обратил внимание на свою оплошность. Я совершенно упустил здесь "трамвайно-троллейбусную историю" проспекта Сельмаш (до этого - Сельмашевского проспекта, а ещё раньше, в тридцатых годах, Сельмашевского ШОССЕ).
Во-первых, ещё в конце 1920-х годов, здесь на участке от нынешнего Дворца культуры до, опять-таки нынешнего железнодорожного вокзала Сельмаш уже начал ходить трамвай, пущенный на Сельмашстрой из Нахичевани (в 1930-х годах этот маршрут приходил сюда уже из центра объединившегося Ростова - наша поныне действующая "десятка"). Разве что малого трамвайного кольца у вокзала Сельмаш тогда еще не было, зато было большое кольцо по улицам Конвейерной (Сержантова) и Второй Пятилетки (Первой Конной армии).А несколько позже появилось и второе "большое" трамвайное кольцо с выходом на Металлургическую улицу - для первого маршрута - оно подробно описано в нашей публикации в "Меотиде" об истории Конвейерной улицы ("399 метров истории"). Так вот, кусочек того большого трамвайного кольца проходил и по проспекту Сельмаш - от железнодорожного путепровода до Конвейерной улицы.
Во-вторых, о нашем троллейбусе. Последние два километра первого ростовского троллейбусного маршрута "Вокзал - Сельмаш", пущенного в июне 1936 года, прошли именно по Сельмашевскому проспекту - в обоих направлениях. А в 1970-х годах обрадовалось и большое троллейбусное кольцо. Из центра города троллейбусы от Дворца Культуры "Ростсельмаша" стали далее к заводу идти по улице 1-й Конной армии (трамвай тогда здесь сняли), а в направлении ОТ "Ростсельмаша" возвращались в центр, как и ранее, по проспекту Сельмаш. Все эти нюансы маршрутизации подробно описаны в моей книге "Маршрутом из прошлого в будущее", вышедшей в 2001 году.

Гость (18.11.23 20:34)

Ничо не понял, но помню что остановка троллейбуса была напротив 7го отдела милиции в сторону конечной и на другой стороне, в сторону города, напротив ж/д вокзала.

Геннадий (18.11.23 21:10)

Уточняю: большое троллейбусное кольцо на Сельмаше (включая улицу 1-й Конной армии) было проложено не просто "в 1970-х годах", а - для точности - в 1974 году, а трамвай-десятку сняли с улицы 1-й Конной армии - от Конвейерной улицы до Дворца культуры РСМ - на пять лет раньше - в 1969 году. Подробности - в упомянутой мной выше книге. До 1974 года троллейбус в обоих направлениях ходил по всему проспекту Сельмаш, не сворачивая с него никуда, вплоть до своего "круга" у железнодорожного "моста" (путепровода).

Stanichnik (18.11.23 21:45)

Я вдруг подумал, что Сельмаш всегда был конечной остановкой многих маршрутов. А сейчас на Сельмаше заканчивается только "десятка" трамвай, первый и пятый троллейбусы, как всегда было. Остальные маршруты продлили через Сельмаш в другие районы. Есть еще не так давно появившиеся 67 автобус, который делает круг по Металлургической, Пановой и пр. Сельмаш. Есть ещё маршрутки 30 и 170. Но маршруты маршруток появляются и исчезают быстро. Есть еще "садоводчиские маршруты", как призраки. Большая остановка перед заводоуправлением РСМ, наполовину умерла. Бывшая когда-то многолюдной, она стала транзитной.

Геннадий (19.11.23 09:35)

Доброе утро! Мы с вами забыли ещё один трамвайный маршрут, который тоже теперь приходит на Сельмаш. Это - 4-й : Вокзал - Сельмаш. Ходит он, правда, нечасто, в среднем раз в 12 - 15 минут, но всё же ходит, причем по схеме, которой раньше НИКОГДА не было.
От вокзала он едет, как первый - по улице Станиславского, а затем по Театральному проспекту переезжает на улицу Горького к Водоканалу и дальше идёт уже как "десятка" - на Сельмаш. Я уже пару раз на этой новой "четверке" проехал, когда надо было попасть на улицу Станиславского. Там есть интересная остановка на углу Театрального проспекта и улицы Пушкинской.

Stanichnik (19.11.23 17:21)

"Четвёрка" для нашего поколения, это "Мясокомбинат". Сохранилось фото конечной остановки. Она, наверное единственная в городе, запиралась решеткой.

Геннадий (19.11.23 17:31)

Андрей, это интересные факт и фотография, я об этом не знал. Ну, там теперь трамвай шестого маршрута ходит. Линия пользуется, кстати, популярностью - там это единственный действующий транспорт.

vvd (20.11.23 22:37)

Во времена, когда подъезды домов не имели кодовых замков, решётки у конечной остановки (там, кстати, и “каморка” диспетчера) не было.

Светлана Николаева (18.11.23 22:30)

Конечные остановки троллейбусов были еще у главной проходной. 18- й и ещё не помню какой. )  24 - й ?

 

Stanichnik (18.11.23 23:03)

Какие-то маршруты оттянул на себя Суворовский, какие-то - Платовский, какие-то - Мега.

Гость (19.11.23 15:49)

Крайне интересно узнать про ДК Ростсельмаш .
Кто архитектор , кто финансировал строительство , кто строил.
Опять таки , насколько помню ,в ДК была заводская библиотека , шахматный клуб , кинотеатр с левой стороны и много чего ещё .
Это же надо было содержать как-то .

А "Нива" и "Океан" - типичные проекты .Прародители магнитов -пятёрочек не более того .
А вот ДК - был центром культурной жизни Сельмаша .
Новогодние ёлки , куча кружков для детей и много чего ещё.

Кто скульптор инженера с колхозницей к примеру ?
Кто прототип персонажей ?
Явно скульптор ваял с реальных людей .

Геннадий (19.11.23 17:17)

Уважаемый гость, архитектором нынешнего здания Дворца культуры РСМ был Алексей Тимофеевич Мулик (ему посвящена отдельная статья в Интернете, которая так и называется - Мулик Алексей Тимофеевич). В этой статье также говорится о трагической кончине Мулика во время его СЛЕДУЮЩЕЙ после Ростова работы - в Ярославле, где по его проекту также строили Дворец культуры - Ярославского моторного завода.
Об истории строительства ДК "Ростсельмаша" в сайте "Меотида" писали, поэтому я, когда работал над статьёй "Проспект имени завода", не стал повторяться. Да и не хотелось мне писать о трагическом конце жизни архитектора. Это тема особая, тем более с нашим дворцом не связанная. Ребенком я часто наблюдал, как строился наш дворец, а потом, школьником, часто бывал здесь в уже работающем здании.
Кстати, в интернете в другой статье - о Дворце культуры "Ростсельмаша" - указана дата постройки (1929 год) ПЕРВОГО ДК РСМ , разрушенного во время оккупации Ростова в 1942 году. Тот ДК находился на нынешней улице 1-й Конной армии. Нынешний Дворец открыли в 1960 году на другом, более удобном месте, рядом с парком.
Финансировал стройку, что естественно для того времени, сам завод. Стройка продолжалась более десяти лет. Какая строительная организация вела стройку, я точно не знаю.
Вы правильно пишете, что было во дворце (какие объекты). Причем никаких проблем с финансированием здания не было. Завод построил - завод и финансировал его работу.
А вот про скульптуру на крыше Дворца я, может быть, постараюсь узнать подробности. Мне самому это очень интересно. Скорее всего, скульптор действительно ваял с реальных людей. Но пока это остаётся загадкой.

Геннадий (21.11.23 08:45)

Автором скульптуры на здании Дворца культуры "Ростсельмаш" является архитектор по профессии и одновременно скульптор (в качестве хобби) Виктор Васильевич Баринов. О нём есть в интернете отдельная статья.

Гость (24.11.23 21:45)

Уважаемый Геннадий , благодарю за Ваши ответы.

Вот насчёт Мулика впервые слышу.
Трагическая судьба и сейчас наверное эго выбор не понятен .

Что приходит на ум - строки из Бродского :
" То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза."(с)

Написано в 1969 -ом .
Видимо был какой-то период несбывшихся надежд при Союзе

Heach (24.11.23 22:49)

Не нам судить самоубийц, но надо жить - в этом главный смысл! А зачем тогда всё? Сколько отпущено - столько твоё... Помню, как один раз был на кладбище в деревне в Черниговской области. Спрашиваю - "А что это за могилы у вас на окраине - почти в канаве? - "Так тож самогубцы"...

Геннадий (06.02.24 08:56)

Кафе в доме на проспекте Сельмаш, 104 (на "круге", ныне общежитие ДГТУ ) называлось "ВОСХОД". Это я случайно искал другое, а нашел вот что. В нашем краеведческом деле такое случается нередко.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.