«ПЯТЬ ДОМИКОВ» НАЧИНАЮТ ПРИОТКРЫВАТЬ ТАЙНЫ

   Публикации в «Меотиде», в той или иной степени посвященные истории городка молодёжных общежитий «Ростсельмаша» с симпатичным «народным» названием «Пять домиков» («Вторая загадка Пяти домиков. Попробуем разгадать?»  и «Сельмаш. Улица Воровского»  – обе с большим числом комментариев) вызвали, как видим, значительный интерес читателей. При этом рассказывалось о, как минимум, двух тайнах «Пяти домиков» - почему на самом деле трехэтажных «домиков» на перекрестке проспекта Шолохова и улицы Воровского не пять, а шесть и действительно ли их начинали строить (а может, и построили) еще в предвоенные годы, а потом – в войну – разрушили, а затем возвели заново.

   Первая тайна оказалась «приоткрыта» еще в ходе авторской работы над публикацией. Выяснилось, что первые пять «домиков» были абсолютно точно построены в 1948-1949 годах (есть официальные данные),  а еще один - шестой – лишь спустя два года, в 1951-м. Вполне логично было предположить, что ростовчане, и прежде всего те, кто поселился здесь, придумав «народное название» «Пять домиков», потом, когда построили и шестой, не захотели уже менять сложившееся словосочетание.

 


 

фото pastvu.com

   Однако всё оказалось сложнее. Представив убедительное доказательство в виде размещенной на просторах Интернета немецкой аэрофотосъемки, выполненной в октябре 1941 года, на которой на месте городка сельмашевских общежитий вполне четко просматриваются ПЯТЬ зданий - причем размещенных по отношению друг к другу не совсем так, как в послевоенном варианте – наш внимательный читатель, ростовский краевед Валерий Долбнин высказал вполне мотивированное предположение, что стройка здесь началась еще до войны. А может быть (хотя это и не обязательно) - тогда же, до войны, и завершилась. Но в войну те здания были разрушены и заменены затем другими, которые мы и видим сейчас.   Обсуждалось в возникшей в «Меотиде» дискуссии и то, какими могли быть здесь здания до войны – жилыми, складскими, производственными?.. В итоге большинство участников дискуссии согласились с тем, что, скорее всего, довоенные здания на момент их разрушения еще не были завершены строительством, и тогда становится более-менее понятным, почему в прессе послевоенного времени об этом не обнаружено  никакого упоминания. При этом в довоенном варианте «домиков» было (согласно аэрофотосъемке 1941 года) действительно пять - отсюда и идёт изначально «народное» название.

   Подтвердить это абсолютно достоверно пока не удалось по причине того, что довоенные подшивки «Сталинца» (так ранее называлась газета «Ростсельмашевец») в Донской государственной публичной библиотеке вообще отсутствуют, а подшивки областной газеты «Молот» за предвоенные годы находятся в столь плачевном состоянии, что читателям их уже не выдают. Хотя, конечно, мы еще не все возможности для получения такой информации использовали. Не съездили, например, в Москву, чтобы посмотреть старые ростовские газеты – а они в библиотеке-«ленинке» есть. По крайней мере, еще не так давно были.  

   А вот тщательное изучение имеющихся послевоенных подшивок «Молота» за 1948-1952 годы подарило нам как минимум два ранее практически неизвестных факта, которые относятся к истории городка сельмашевских молодежных общежитий.

   Прежде всего нас интересовало: шестой «домик» по какой-либо технической или финансовой причине просто был задержан  со сдачей в эксплуатацию?  После войны он проектировался в этом городке сразу или только после постройки пяти домов?  Могло ведь быть и так, и этак. На этот вопрос был получен четкий ответ. Да, уже в 1946 году, когда только начиналась стройка, здесь было решено построить (и спроектировано) ШЕСТЬ однотипных, но, что очень важно, не совсем одинаковых зданий. Назвать их «типовыми» поэтому нельзя. У каждого из этих зданий были и есть свои, специфические оформительские детали, что, кстати, особенно заметно в последнем, шестом доме (по нынешнему адресу: проспект Шолохова, 127).

   Стало совершенно ясно, что в таком случае у этих не совсем типовых зданий должен быть конкретный и официально указанный в проекте архитектор. Долгое время при просмотре подшивок «Молота», неоднократно писавшего о ведущейся стройке, фамилия архитектора, однако, никак не фигурировала. И лишь в одном из номеров областной газеты «Молот» за второе полугодие 1949 года, когда стройка первых пяти зданий городка молодежных общежитий «Ростсельмаша» уже подходила к концу, в газете одной строчкой появляется эта фамилия: архитектор Николай Николаевич Семененко. Это стало для меня настоящим открытием: ведь Семененко был довольно известным в Ростовской области человеком, занимавшим долгое время ответственную руководящую должность в крупном проектном институте «Ростовгражданпроект». Однако, даже будучи административным работником, оставался прежде всего работником творческим.

   С микрорайоном Сельмаш, кроме «Пяти домиков», связаны и многие другие архитектурные проекты Николая Николаевича. Почти одновременно с «домиками» он спроектировал - в классическом стиле – и очень эффектное здание техникума сельскохозяйственного машиностроения, завершенное строительством в 1955 году. Оно и сегодня радует глаз совершенством своих форм. Работает в нём сейчас частный вуз – институт защиты предпринимателя.

   В 1950-е годы Николай Николаевич спроектировал жилые дома на площади Молотова (ныне площади Мира) - сельмашевцы считают их лучшими и самыми «душевными» во всем микрорайоне. В одном из этих домов получил квартиру и сам Семененко…  Становившийся всё более опытным архитектор разработал также  индивидуальный проект жилого дома по улице Металлургической, 106. Это был один из последних жилых домов сельмашевского микрорайона, построенный до принятия известного постановления ЦК КПСС об «излишествах» в архитектуре, после которого творческий поиск архитекторов в сфере жилищного строительства перестал поощряться, а наоборот – стал основанием для критики, подчас жесткой и несправедливой.     

   Известно также, что Семененко в 1980-х годах был причастен к проектированию ряда интересных общественных зданий для Волгодонска, включая здание городского комитета КПСС и исполкома Волгодонского горсовета.  

   И всё же не это было главным творческим событием в биографии Николая Николаевича. Важнее другое: в 1950-е годы он вошел в творческий коллектив ростовских архитекторов, которым была поручена работа особой сложности, важности и значимости для нашего города – восстановление здания варварски разрушенного гитлеровскими оккупантами драматического театра имени М. Горького. 

 


 

   Совершенно ясно, что участников этого коллектива подбирали с учётом наличия у них творческого опыта, а также организаторских способностей. И то, и другое у молодого тогда Семененко уже имелось, а получен был этот опыт, в частности, в период проектирования и строительства «Пяти домиков», а фактически - шести «домиков» для молодых рабочих «Ростсельмаша». Именно Семененко, кстати, заложил тогда в свою работу важный принцип обязательного включения в проект не только жилья, но и обслуживающих объектов, что для того времени было  непривычным решением. Николай Николаевич добился, чтобы в границах территории городка общежитий имелись большой продовольственный магазин, столовая, работавшая по вечерам как молодежное кафе, различные бытовые ремонтные мастерские, библиотека с читальным залом и даже красный уголок на 200 мест. А в благоустроенном дворе оборудовали спортивную и детскую площадки (в домах тут жили в том числе и молодые семьи с детьми).

   Интересно, что работу по созданию проекта восстановления здания театра Н.Н. Семененко и трудившиеся вместе с ним В.Н. Разумовский и В.В. Леонтьев начали вскоре после завершения строительства «Пяти домиков». Вначале предполагалось значительно изменить внешний облик театра, построенного в стиле конструктивизма и являвшегося выдающимся памятником архитектуры. Созданные тогда проекты творческая группа вынуждена была поначалу «подстраивать» под указания «сверху» - в духе «сталинской» архитектуры, но делала это, прямо скажем, без энтузиазма, понимая абсурдность соединения разных непохожих стилей. Приехавший тогда на работу в Ростов-на-Дону видный ученый и политик Юрий Андреевич Жданов (в дальнейшем ректор Ростовского государственного университета, член-корреспондент Академии наук СССР), выслушав архитекторов, согласился с ними: не надо кардинально менять облик здания-памятника, а все необходимые изменения вполне можно внести в рамках прежнего стиля, в котором было построено разрушенное огромное театральное здание. В качестве консультанта был приглашен выдающийся советский архитектор В.Г. Гельфрейх – один из авторов первоначального проекта театра (второй автор – В.А. Щуко - к этому времени уже ушел из жизни).  В итоге театр сохранил прежний уникальный внешний облик, а внутри был реконструирован с целью создания наилучших условий и для артистов, и для зрителей. За счет уменьшения размеров зрительного зала была заметно улучшена его акустика, а в северной части здания создан новый Зелёный театр, ставший еще одной ростовской достопримечательностью. Во всей этой работе участие Николая Николаевича Семененко было значительным.  

 


                            

   В общем, скромные, но по-своему интересные и архитектурно выразительные «Пять домиков» и знаменитый ростовский драматический театр оказались, образно говоря, братьями - с общим талантливым «отцом». Такое открытие вдохновляет теперь нас на новые поиски в истории «Пяти домиков». Мы продолжаем поиск. Хочется надеяться на то, что он будет успешным. Вот только жаль, что Николая Николаевича уже нет в живых. Ведь Семененко наверняка мог бы многое рассказать о своей молодости, когда он проектировал городок сельмашевских общежитий, ставший для него, тогда ещё начинающего архитектора, уверенным шагом в мир истинного и  большого Творчества.    

Геннадий Беленький

 

--//--


АКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРА

Семененко Николай Николаевич родился 23 октября 1918 года в городе Шахты Ростовской области. Отец Семененко Николай Максимович до и после Великой Октябрьской социалистической революции был служащим, мать Анна Фёдоровна была домохозяйкой.

 В 1936 году окончил среднюю школу в г. Ростове-на-Дону, и в этом же году поступил на первый курс архитектурного факультета Московского архитектурного института. После окончания МАРХи в 1941 году менее двух месяцев работал архитекторов в Московском проектном институте ГСПИ-7 Наркомата Вооружений, а 18 августа 1941 г. был призван в Армию и направлен в качестве слушателя в Военно-инженерную Академию им. В.В. Куйбышева, которую окончил в сентябре 1942 г. С сентября 1942 по июнь 1947 г. служил в рядах Советской Армии.

Семененко Н.Н. участвовал в боевых действиях в качестве командира отдельной сапёрной роты 17-й отдельной лыжной бригады, заместителя командира отдельного сапёрного батальона 4-го гвардейского механизированного корпуса Южного Фронта. С августа 1943 по июнь 1945 г. служил бригадным инженером 13-й гвардейской механизированной бригады 4-го гвардейского корпуса Южного, затем 4-го Украинского, 3-го и 2-го Украинских Фронтов.

 


 

После окончания ВОВ с июня 1945 по июль 1947 г. служил полковым инженером 13-го механизированного полка 4-й гвардейской механизированной дивизии Южной группы войск. С частями Советской Армии был в Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии. Воинское звание – гвардии капитан инженерных войск.

В военные годы Семененко Н.Н. награждён орденами «Красной Звезды» (1943) и «Отечественной войны I степени» (1944); медалями: «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью Болгарии «Отечественная война».

После службы в Армии Семененко Н.Н. приезжает в Ростов-на-Дону и работает в должности архитектора с августа 1947 г. по июнь 1951 г. в архитектурно-проектной мастерской при главном архитекторе города.

В этот период для г. Ростова-на-Дону им выполнены в качестве автора следующие основные проекты: 32-х квартирный жилой дом по ул. Станиславского 158-160; квартал 3-х этажных общежитий (6 корпусов) на 1400 человек для завода Ростсельмаш; жилые дома по ул. Красноармейской, 111 и ул. Московской, 29; несколько жилых домов для работников завода Ростсельмаш.

С июня 1951 г. по март 1959 г. Николай Николаевич работает архитектором в «Горпроекте». В его стенах разработаны проекты:

- техникума Сельхозмашиностроения (ул. Металлургическая, 104/2), проект 1948 г;

- центрального универмага в г. Ашхабаде, 1953 г;

- жилых домов – по ул. Пушкинской, ул. Шаумяна, 31, пер. Газетному и др;

- турбазы по пр. Будённовскому, 51 (1953-1954);

- школы книготоргового училища (техникума), 1953-1954;

- жилых домов по ул. Сержантова, 6/24 и 1/106 и пр. Сельмаш, 100А.

Три года (1953 - 1956) напряжённого труда посвящены разработке проекта восстановления здания Ростовского драматического театра. Основными авторами проекта восстановления стали архитекторы Семененко Н.Н. и Разумовский В.Н. В этой работе принимал участие архитектор Симонович В.И., а также ряд других архитекторов, работающих над рабочими чертежами для восстановления здания. Проект получает диплом II степени Госстроя РСФСР (1963).

С марта 1959 г. Семененко работает в «Ростоблпроекте» (преобразованном затем в «Ростовгражданпроект») сначала в должности главного архитектора проекта, а с 16.02.1968 г. – начальником архитектурно-планировочной мастерской № 1 института. В мастерской разработаны многочисленные проекты жилых и общественных зданий.

Семененко Н.Н. в качестве автора разработал проект застройки квартала общежитий для завода «Ростсельмаш», ограниченного улицами Воровского, Просвещения, Полторацкого и Октябрьским шоссе (в наст. время – пр. Шолохова). Для застройки им были разработаны проекты 6 трёхэтажных зданий общежитий на 652 человека. Строительство велось в 1948-1950 годах.

По проекту Семененко Н.Н. в г. Новочеркасске по Платовскому проспекту, 56Б построено административное здание ГК КПСС и Горисполкома (в наст. время – Администрация города).

Для города Волгодонска Семененко Н.Н. разработал проект административного здания ГК КПСС и Горисполкома. Размещение здания в квартале «Б» определено проектом генерального плана города, разработанного в московском институтом «Гипрогор» (автор – арх. Райтман С.С.). В 1980 году, мне как главному архитектору г. Волгодонска, председателем Горисполкома Тягливым А.Е. было поручено разработать проект интерьера холла строящегося здания с установкой в нём бюста В.И. Ленина. Скульптором был определён Бондаренко П.И. – нар. худ. СССР, член-корр. АХ СССР, ректор МГХИ им. В.И. Сурикова, профессор, лауреат Гос. премии СССР.

Работая над этой задачей, я встречался с автором проекта здания Николаем Николаевичем. Получив его одобрение и согласие, для практической реализации задуманного, я встречался в Москве со скульптором Бондаренко Павлом Ивановичем. В следующую встречу Бондаренко П.И. передал мне фотографии бюста В.И. Ленина, выполненного из белоснежного саянского мрамора. С этими фотографиями я приезжал к Семененко Н.Н. для получения авторского «благословения». К сожалению, проекту не суждено было осуществиться. Стройка была заморожена, и только в последнее 10-летие «коробка» завершена строительством, но уже с размещением торгового комплекса.

В послевоенные годы Семененко Н.Н. был награждён медалями: «20 лет Победы в ВОВ», «25 лет Победы в ВОВ», «50 лет Вооружённых сил СССР», «За доблестный труд» (1972) и орденом «Трудового Красного Знамени» (1979).

В 1971 году Семененко Н.Н. участвовал в конкурсе проектов Театра музыкальной комедии в г. Ростове-на-Дону. Его проект был отмечен 2-й премией.

 

                                                              Почётный архитектор России  Жмакин А. А.

--//--

Семененко Николай Николаевич - выпускник самого первого выпуска 1936 года школы 75.

 


 

                    


                                                                            

 

                                            

Heach (13.05.23 09:38)

Я бы сказал, что Семененко, судя по тому что он сделал на Сельмаше, определил главный вид района, его изюминку.

Геннадий (13.05.23 09:53)

Юра, абсолютно с тобой согласен! И надо подумать, как бы сделать его имя более известным для широкой публики. Возможный вариант - мемориальная доска на доме, где он жил (в одном из домов на площади Мира). Адрес я найду у того человека, который сделал стенд.

Гость (13.05.23 15:57)

Интересная статья, узнаешь новую информацию о знакомых местах, копайте дальше Шерлоки.)))

Светлана Николаева (13.05.23 19:40)

Я согласна и с Юрой , и конечно, с Геннадиевич Леонидовичем. Все мои любимые дома на Сельмаше проектировал Николай Николаевич. Поразительно!!! На Станиславского 158- 160 долго жили родственники мужа, любила бывать у них , нравилась планировка квартиры. Уютно, просторно, продумано.

 

Heach (16.05.23 17:46)

Вот ещё какая новость. В истории Семененко написано, что он закончил школу в 1936 году в Ростове-на-Дону.  Не поверите - школу 75 :) - это самый первый выпуск школы!

Stanichnik (16.05.23 18:02)

Реально человек заслужил мемориальную доску.

Геннадий (21.05.23 16:07)

К сожалению, надо учитывать, что для мемориальной доски надо сначала решить, кто (какая организация) будет финансировать это и возьмёт потом эту доску на свой баланс. Таково общее правило. Причем желательно подкрепить это авторитетным именем какого-либо известного человека (например, из мира архитектуры - скажем, члена Союза архитекторов России). Со своей стороны, готов поддержать это в комиссии по памятникам. Но источник финансирования при любом раскладе придется искать.

Гость (20.05.23 23:02)

Спешите запечатлеть домики и их историю. Домики в ближайшем будущем СНЕСУТ!! Максимум остался год. Информация из достоверных источников.

Бывалый (21.05.23 15:52)

Без паники!  Раскройте ваши достоверные источники

Гость (21.05.23 18:16)

Какая паника? Жду не дождусь!

Бывалый (21.05.23 19:50)

и не дождётесь

Геннадий (22.05.23 10:41)

Это "убожество", по вашему выражению - часть нашей общей истории, нашего общего прошлого. А к прошлому надо относиться бережно. Как известно, если мы в прошлое выстрелим из пистолета, будущее выстрелит в нас из пушки.

Бывалый (22.05.23 11:02)

Геннадий, не поддавайтесь на провокации мелкого пакостника Э.Вартанова

Светлана Николаева (22.05.23 11:03)

Поддерживаю Геннадия Леонидовича. 

Stanichnik (22.05.23 12:12)

Я только не вижу, где слово "убожество"? 

Бывалый (22.05.23 12:33)

Пока Геннадий Леонидович отвечал,  ничтожный вартановский комментарий успел исчезнуть

Светлана Николаева (22.05.23 13:06)

Я видела комментарий Гостя. Может это не Вартанов .

Heach (22.05.23 15:47)

Помню, что удалил на правах главного редактора комментарий. Ну, будем считать, что был комментарий :)

Светлана Б. (01.07.23 14:26)

Это были сельмашевские общаги. Точно 3-ка, 5-ка, 6-ка.И, если память не изменяет, вроде как 2-ка, 7-ка, 8-ка.Если, кто помнит поправте.

Гость (01.07.23 20:09)

Что за нумерация? Корпусов?

Геннадий (01.07.23 23:15)

Нумерация - общежитий. Там (на Пяти домиках) были номера 3, 5, 6, 7, 8, 9. Проверено по старому телефонному справочнику. Понятия "корпус" там не было.

Гость (04.07.23 19:01)

А где были общаги 1и2?

Геннадий (05.07.23 04:56)

Общежитие № 1, мужское - на пр. Сельмаш,102 - в этом здании ныне Сельмаш-банк. Общежитие № 2, женское - где сейчас гостиница, на улице Плужной, 16. Из окон мужского видно женское, и наоборот.

Геннадий (01.07.23 23:12)

Светлана, второго общежития ТАМ (в городке "Пять домиков") не было, а вот ДЕВЯТОЕ - было. Остальное всё верно. Проверено по старому телефонному справочнику.

Гость (05.07.23 16:03)

общаги №4 не вижу, а сколько их всего?

Геннадий (05.07.23 17:45)

Четвертое общежитие - женское, красивое здание с башенкой на углу Металлургической (дом 112) и Селиванова. Все остальные (еще около двадцати) - в поселках Чкалова (Мирном), втором Орджоникидзе и в Северном массиве.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.