Волго - Дон. История продолжается.

Продолжу рассказывать о находках, сделанных в старых литературных альманахах, на одной из выставок в отделе Краеведения ДГПБ

Первый рассказ здесь.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища


Меня очень интересует тема многовековой истории строительства канала между Доном и Волгой. Особенно после того, как я попытался собрать в одной заметке всю историю попыток прорыть канал между этими двумя реками.

400 трудных лет Волго - Дона.

И очень интересно представить, как выглядела чаша Цимлянского водохранилища во время её наполнения. Не верю, что вся затопляемая территория была предварительно  очищена и выровнена. Это невозможно.

Значит, присутствовали картины грандиозного хаоса. Но описания очевидцев не встречал. И вот удача. В одном из альманахов нашел очерк писателя Виталия Закруткина, в котором описаны те дни.

Ниже помещен скан страницы из альманаха. А под ним электронный текст. Читайте, что кому удобнее.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Каждое утро, как только зарозовеет заря, на крутом яру появляются люди. Они приезжают из разных городов, из окрестных станиц, из глухих, затерянных в степи хуторов, приезжают только для того, чтобы постоять на усаженной деревцами кромке яра и посмотреть. Внизу, там, 'где сбегающие к займищу овражки обрываются зеленью виноградных лоз, — неярко голубеет молодое море.

Всё вокруг еще хранит резкий след только, что завершенного великого и трудного творения: прибрежный яр исполосован колеями, испещрен бурыми и рыжими пятнами вывороченной из глубин глины; остро пахнут липкие от смоляных натеков колодезные срубы; белесая пыльца покрывает тополевые листья, измятую траву, одежду и обувь людей.

Люди долго стоят на яру, долго смотрят на море. Его воды еще не очистились, не укрыли от глаз людских грубый и величественный хаос первозданности: под высоким яром, гонимые волнами, дыбятся стволы вырванных из земли деревьев, с глухим стуком колышутся бревна, плывут набрякшие влагой стружки, черные пасмы затопленных виноградных лоз

 

Но вдали, сливаясь с небом, уже сияет нежной лазурью водная гладь, тихо шумит, с прекрасной однозвучностью плещет неумолчный прибой.

Справа, от горизонта до горизонта, протянулась плотина. Ни начала, ни конца ее не видно. Пролегла она через все займище, невидимыми краями уперлась в дальние степные высоты, сдержала могучий напор теплых весенних вод. Людям с яра хорошо видна только середина плотины: бетонная громада водосливной части, белая гидростанция, бесконечный ряд матовых фонарей вдоль парапета. А еще дальше, светлея в розоватой, утренней дымке, высятся гигантские ворота шлюзов – памятник суровой и радостной эпохи.

 

Закруткин не указывает точно место, где на яру собирались зрители. Но предположу, что это происходило на месте современного Приморского парка в Цимлянске. Это самая высокая точка берега. А вокруг этого места строился рабочий посёлок Цимлянск.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Вид с этого берега действительно впечатляющий.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища


Справа по горизонту тянется тонкая нитка плотины. И можно рассмотреть единственную на всём горизонте вертикаль башни рыбоподъемника.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

А слева даже сейчас, по пришествию десятилетий, можно наблюдать борьбу стихий. У берега вода совсем глиняная. Но чем дальше от берега, тем вода голубее.  И это изменение цвета происходит не постепенно, а скачками. Неповторимые краски Цимлы.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Следующая находка – карта Волгодонского канала. Я с детства люблю такие карты с картинками и не упущу удовольствия рассмотреть очередную, попавшую в руки.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища


Но эта карта удивила немало. На ней ниже Цимлянской плотины нарисованы 5 шлюзовых систем. Напомню, что до строительства Волгодонского канала на Дону стояла только одна плотина. Кочетовский гидроузел был построен в 1920 г для поддержания уровня Дона в устье Северского Донца. Сам Северский Донец ещё раньше был перегорожен многими шлюзами для экспорта каменного угля.


Вспомните историю, которую нам преподавали в школе. В 1920-м году здесь красные с белыми рубились насмерть. И, кажется, все, кто мог вокруг, попрятались, спасаясь от свистящих сабель.

Оказывается, нет, не попрятались. Кому надо было, строили шлюзы и зарабатывали «нефтедоллары».

 

Берданосовка – первая экспортная «труба»

 

Но не это сейчас интересно. На карте изображены еще два шлюза, Николаевский (1974 г.) и Константиновский (1982 г.) Напомню, эта карта помещена в издании 1952 года

Еще ниже нарисован, вероятно, Багаевский гидроузел, который, как известно, сейчас строится. Его я обвёл синим кругом.

И уже у самого впадения Дона в Азовское море изображен еще один гидроузел. На стрелке Дона и Мёртвого Донца. Его я тоже обвёл синим кругом.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Здесь

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Очень вероятно, что еще в середине 20-го века инженеры просчитали, что Цимлянское водохранилище и оросительная система заберут из Дона критическое количество воды, и судоходство на нижнем Дону может быть только шлюзовым.

Вопрос времени.

Здесь будет шлюз.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Так что , уважаемые жители нашего города, приготовьтесь наблюдать в скором времени за поднятием уровня воды на городской набережной, метра на два-три.

И не ропщите. Помните, что это вековая наша мечта, как гласит плакат.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Эти находки заставили меня вспомнить прошлогоднее посещение Волгодонского краеведческого музея. Музея очень хорошего и обстоятельного.

Один из многих залов этого музея посвящен строительству гидроэлектростанции.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Я с непередаваемым чувством ходил по этому залу.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Для десятков тысяч людей эта стройка и этот город стали судьбой. И для их детей и внуков.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

И судьбой далеко не всегда счастливой. Вспомнил свои прошлогодние переживания на месте исчезнувшей станицы.

 

Станица Цимлянская. Попытка заглянуть в прошлое.

 

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Вот еще одна интересная карта со стендов музея. На ней, помимо уже упомянутых пяти плотин ниже Цимлянской гидроэлектростанции, изображен грандиозный канал между Аральским и Каспийскими морями.

Называется карта: «Схематическая карта осуществляемых советским народом по инициативе И.В. Сталина великих строек коммунизма, новых ирригационных систем и лесных полос.»

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Рядом ватник и кайло.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Уходил из музея с чувством благодарности к людям, создавшим эту экспозицию. Она живая. Здесь не рассматриваешь и читаешь, здесь чувствуешь.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Так получилось, что во мне сошлись и перемешались впечатления от прошлогодних поездок по Цимлянскому району и недавних находок в отделе краеведения. И впечатления эти сложные.

По сути, для производства электроэнергии и перевозки грузов реки не нужны. Нужны большие запруды с электростанциями, соединённые прямыми и глубокими каналами. Но поскольку  вода из таких каналов быстро стечёт, их надо перегородить многими шлюзами.

Воды из запруд надо спускать ровно столько, сколько нужно для производства электроэнергии. Плюс очередную порцию с плывущим вверх или вниз по течению танкером или сухогрузом. Остальную воду надо направлять на орошение полей для прокорма быстро растущего (не у нас) населения.
Берега каналов лучше забетонировать, чтобы вода зря не пропадала.

Из истории строительства Волго - Донского канала и Цимлянского водохранилища
 

Представил.

 

 

 

 

 

Гость (12.04.23 15:02)

Интересную тему затронули.

Дегтярев Юрий М... (13.04.23 15:49)

Страшно стало... Они все реализуют постепенно

Геннадий (14.04.23 10:30)

Они - это кто? И от чего вам страшно стало? Бросьте. Волго-Дон был нужен стране и всем нам.

Stanichnik (14.04.23 11:16)

Геннадий, я с вами согласен. Определение "Они", здесь неуместно. Нет никакого вредного заговора. Но и с Дегтяревым я согласен. Меня пугает перспектива строительства плотины ниже Ростова.

Nгорь (15.04.23 14:54)

Пральна! Рыбу в Ростове и так не любят)

Гость (15.04.23 15:45)

Пральна! Ана воняить!..как трупы на дне канала в своё время.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.