Ростовские мыши и операция "Уран"

Когда пишут о Сталинградской битве и о блестящем начале советской военной операци "Уран" 19-26 ноября 1942, ознаменовавшей историческое контрнаступление Красной Армии под Сталинградом, иногда вспоминают об одном эпизоде,  когда бОльшая часть танков 22-й танковой дивизии Вермахта не смогла прийти на помощь державшей оборону по Дону 3-й румынской армии, будучи выведенной из строя степными мышами. Здесь изложены подробности этой истории. Может, конечно, роль маленьких грызунов и преувеличена, но свою определенную роль в борьбе с оккупантами они несомненно сыграли. "Подвиг" мышей вдохновил и литераторов. Так поэт и писатель Владимир Репин создал стихотворение, которое так и назвал "Противотанковые мыши. 19 ноября 1942":

Девятнадцатого утром загремела канонада,
Залп «катюш» закончил дело, танки двинулись вперёд,
Поле вьюжило метелью, и бежала так, как надо
Третья армия – как будто снег румынам пятки жжёт.

Немцев свежих бронечасти нас связали встречным боем,
Сутки в снежной круговерти танки с танками дрались.
Вдруг – хоть верьте, хоть не верьте, «танки ромбом», танки строем,
Но встаёт фашист в ненастье – нет «искры», и хобот вниз…

После боя выясняли, почему ломались немцы:
С их дивизией в резерве вышла осенью беда –
Мыши слопали, во-первых, весь НЗ у иноземцев,
А когда еды не стало  – перегрызли провода
.

Некоторые даже предлагали поставить памятник "боевой мыши". А где же должен стоять такой памятник, т.е. где мыши перегрызли проводку у немецких танков?  В советских и российских источниках ответа на вопрос я не нашел. Правда, в книге советского академика А.М. Самсонова приводился план и содержались сведения, что  дислоцировалась 22-я танковая дивизия в районе хутора Перелазовский, что теперь в Волгоградской области.  Пришлось обратиться к "вражеским" иностранным источникам, в которых тоже не шибко точно обозначалось место "мышиного подвига". Но  в конце прошлого десятилетия, благодаря Российскому фонду исторических исследований "Открытая история", появился перевод на русский язык страниц немецкого документального труда Rolf Stoves «22 Panzer-Division, 25 Panzer-Division, 27 Panzer-Division und 233 Reserve-Panzer-Division. Aufstellung, Gliederung. Einsatz».

Там и была глава, посвященная пути германской 22-й танковой дивизии и ее участии в составе 6-й армии в битве за Сталинград.


В частности там написано, что 22-я дивизия с сентябя 1942 года находилась в резерве ОКХ и группы армий «Б» в районе Маньково-Калитвенская-Чертково (участок XXIX немецкого армейского корпуса и 8-й итальянской армии). Приводится и документ - донесение оперативного отдела 22-й танковой дивизии командующему группы армий «Дон» от 6 декабря 1942:

«После боев в излучине Дона 15.9.42 был произведен отвод дивизии (сформирована во Франции зимой 1941-1942 гг.) с ее позиций на Дону и переброска в район Маньково-Калитвенская. Взаимодействуя с генералом-немецким военным советником при итальянской 8-й армии были изучены возможности размещения в указанном районе, обслуживания вооружения и техники, а также улучшения боевой подготовки.
Необходимый ремонт автотранспортных средств из-за нехватки запчастей был проведен в недостаточных объемах.
Особенные сложности составлял дефицит горючего, особенно в танковом полку. Это препятствовало проверке боеготовности, а также переподготовке водителей и экипажей по прибывшую материальную часть германского производства.
Насколько известно, назначенный вместо заболевшего командира дивизии полковник фон дер Шевалье несколько раз письменно и лично информировал о таком положении.
За это же время в 6-ю армию был передан танко-саперный батальон, в 700-е танковое подразделение (Pz.-Verband.700) две роты танков «Шкода» 38t и танкоремонтный взвод. Запланированные для их замены танковые роты из 16-й и 24-й танковых дивизий так и не прибыли.
10.11.42 22-я танковая дивизия получила приказ ускоренно выдвинуться в район Калачев (сектор 3-й румынской армии). Марш на расстояние в 250 км сопровождался внезапными ночными морозами до минус 20 градусов Цельсия.
Из-за нехватки зимнего оснащения грузовиков и танков, имели место большие потери грузовых автомашин. Особенно значительны были потери в танках. Из 104 заявленных как боеготовые танков, 39 оказались не готовы к маршу и остались на месте, еще 34 выбыли во время марша».

Заметьте, в документе про мышей - ни слова! Но зато, мы получаем указание на место дислокации дивизии:район Маньково-Калитвенская-Чертково в Ростовской области! А далее читаем: " Формулировка «упущение высшего командования», которая использовалась в подаваемых наверх отчетах, совершенно неточно означает то, что ощущали солдаты танкового полка. Его последствия были очевидными: из 104 танков и самоходных орудий, которые значились в корпусе и группе армий как боеготовые, свыше 60 не смогли выступить маршем или были потеряны во время движения. Часть из них вышла из-за короткого замыкания, неисправности проводки и прочих небольших технических дефектов сразу после запуска! «Это все результат идиотской экономии топлива наверху!» - в злости рычал командир танкового полка, производя доклад сначала исполняющему обязанности начальника оперативного отдела, а потом и командиру дивизии. К этому он добавлял: «Все танки перед маршем были основательно проверены!», хотя его собственный водитель танка, а позднее и полковой инженер с группой ремонта так объяснили причину множества коротких замыканий и воспламенений моторов: мыши погрызли резиновую оплетку кабеля и переходников, которые в изобилии были в танках «Шкода»! Из-за этого фон Оппельн немедленно отдал приказ заменить все поврежденные кабели на новые. За это сразу взялись все присутствующие на месте танкисты, водители и механики. Там, где 12-жильного кабеля не хватало, приходилось импровизировать: «Знаешь как – старые ребята знают лучше!». Так с крепкими словечками и провели эту ночь в Чертково вблизи Дона танковые экипажи и механики из ремонтных служб." Так что, если и были мыши - они были наши, ростовские, т.е. Чертковские и Маньково-Калитвенские.

А памятника мышам не надо. Подвиг совершили и победили все-таки люди, советские люди!

Stanichnik (07.02.23 22:24)

В 90-х я сам слышал стон начальников цехов, жалующихся на повреждение кабельно-проводниковой продукции крысами. Видел изоляцию погрызанную крысами. Организовывал визиты на завод представителей компаний занимающихся борьбой с крысами. Однажды пришлось фотографировать на мыльницу обгоревший труп крысы попавшей под высокое напряжение. Проблема была, ощутимая и реальная. Потом она стихла. Крыс иногда вижу, но вероятно у них сейчас есть более вкусные вещи. Кстати самым крысиным местом на Сельмаше был перон железнодорожной станции. Не знаю как сейчас.

Но что бы мыши.

Бывалый (07.02.23 23:16)

Закон Ома суров, но это закон)

Ankol1 (07.02.23 23:23)

А в случае с проводкой танков мыши выступали в качестве перемычки?

Бывалый (07.02.23 23:32)

Мыши портили изоляцию провода от аккумулятора к стартеру. Провод коротил на корпус, искрил. Могло что-нибудь загореться, внутри танка бывает грязно, разлито масло, могут быть тряпки, одежда. Как минимум выходил из строя аккумулятор. 

Ankol1 (07.02.23 23:41)

Стартера в Pz 38 были Bosh. В книге Куровски написано, что и с буксира танки не заводились!

Бывалый (07.02.23 23:55)

Стартер Bosch как и любой другой не заработает при неисправном аккумуляторе.

Куровскому было удобно всё свалить на мышей. Подозреваю, что и человеческий фактор поучаствовал. Чего не придумаешь, чтобы избежать трибунала

Stanichnik (08.02.23 07:41)

Представляя себе устройство танка и условия его эксплуатации суровой зимой в нижнем Поволжье, предположу, что у танков было гораздо больше причин «не поехать», чем «поехать».

Тем более, что часто они снабжались трофейным, то есть нашим, топливом и маслами. Которые по качеству были хуже европейских.

Замерзла вода, попавшая в топливо.

Парафин забил сетки фильтров.

Сел аккумулятор, в который залили случайную воду.

Окислились контакты от чередования тепла и мороза.

И т.д. и т.п.

В подвиг грызунов верю безоговорочно. Хоть пару танков, но они грохнули обязательно. Но большей частью, на них свалили вину страдающих от холода и депрессии экипажей.  

Ankol1 (08.02.23 17:42)

Четково - это ведь не Поволжье! И операция Уран начиналась на Среднем Дону, а не в Нижнем Поволжье.

Stanichnik (08.02.23 19:45)

Я понял, что мыши погрызли танки Манштейна, который рвался на помощь Паулюсу. Или я не внимательно читал?

Ankol1 (08.02.23 22:17)

"Зимняя гроза" Манштейна началась в декабре. А описываемые события происходили раньше.

Попов Михаил (08.02.23 12:43)

Мы привыкли называть мышами всех похожих на мышь мелких грызунов. Но в реальности погрызть изоляцию могли скорее всего полевки. Конкретно - обыкновенная или серая полевка. Морфологически очень отличается от мыши зубами- у неё они своеобразной пилой устроены, а у мышей. - как у человека или собаки. - отдельные зубчики.

Так вот, численность этой полевки бывает огромна. - до 10 тысяч нор на гектар. И она обладает свойством устраивать норы в камнях, а не только под землей. А что такое стоящий танк для полевки? Правильно, большой камень с многочисленными отверстиями и ходами в нем.

Поэтому на постамент, при случае - не длиннохвостую и острозубую мышь, а короткохвостую и пилозубую полевку.

Nгорь (08.02.23 19:47)

Может лучше памятник собакам-подрывникам под Чалтырем?

Stanichnik (08.02.23 20:37)

Вроде есть в Волгограде.

Inetman (09.02.23 13:45)

Есть. Сам видел.

Виктор Ерофалов (18.02.23 23:08)

У меня эти полевки в Арпачине проводку на БМВ 520 Е-34 съели в 2004 году, теплоизоляцию, салон тоже.

Stanichnik (18.02.23 23:15)

Может быть в БМВ запах привлекательный для мышей стоял? Может быть вы возили в машине, что-то вкусное для них? Или просто тёплая была?

Гость (18.02.23 23:21)

машина немецкая

Stanichnik (18.02.23 23:24)

Вот оно, что оказывается! Привычка.

Heach (18.02.23 23:29)

Генетическая память ;)

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.