Старый, старый автовокзал

На этом перекрестке пр. Буденновского и ул. Станиславского всегда много машин, даже вечером выходного дня.

Старый ростовский автовокзал
 

И трудно представить, что когда-то здесь располагался главный Ростовский автовокзал. Его фото не сохранились. Только это, из областной газеты «Молот» за 1961-й год.

На нём видны автобусы, поданные под посадку пассажиров прямо на проезжей части Буденновского проспекта. Можно угадать толпу людей на тротуаре. И хорошо видны маркизы на широких и высоких окнах автовокзала на первом этаже здания.

Старый ростовский автовокзал
 

То, что автовокзал разместился именно здесь, объяснимо. Главная и единственная автомобильная переправа через Дон в южном направлении в те годы проходила по Буденновскому проспекту.

На этом фото из «Вечёрки» за 1958-й год, сделанном с автогужевого моста, за домом купцов Дутиковых по левой стороне Буденновского проспекта хорошо видно здание, в котором находился автовокзал.

Автобусам удобно было выезжать из города, не петляя по узким улицам.

Старый ростовский автовокзал
 

В 1961-м году открылся новый автовокзал на проспекте Шолохова, который мы теперь называем «старый». Поэтому заметка называется «Старый, старый автовокзал»

 

Когда автовокзал переехал на проспект Шолохова, на его месте разместился и долго находился промтоварный магазин.

На этом фото с сайта PASTVU видна его вывеска и маркизы, оставшиеся от автовокзала.

Старый ростовский автовокзал
 

Впервые на Меотиде разговор об этом автовокзале зашел в комментариях к заметке

«Большая энциклопедия 1961». Часть вторая

 

Вернуться к этой теме меня заставила заметка из той же «Вечёрки» за 1958-й год. В ней описаны порядки, существовавшие в том автовокзале. Сначала я её прочёл без большого внимания. Просто я не помню ДРУГИХ порядков на вокзалах той эпохи. Но потом решил, что молодым читателям будет интересно окунуться в то время.

 

Но сначала, маленькая фотоэкскурсия по старому, старому автовокзалу.

Через эти окна пассажиры, стоя у груды неподъемных сумок, авосек, чемоданов и мешков, наблюдали за толчеёй на перроне.

Время было непростое для путешествующих. Пластиковую тару еще не изобрели, все жидкости возили в тяжелом «стекле». И отправляясь в путь навестить родственников или по другой надобности, с собой, обрывая руки, тащили много того, что сейчас бы и в голову не пришло положить в багаж.

Старый ростовский автовокзал
 

Сейчас помещение бывшего автовокзала занимают два приятных магазина. Но в обоих помещениях прослеживаются одинаковые решения в оформлении потолка.

Старый ростовский автовокзал
 

Хотя очевидно, что ремонт в этих магазинах делали разные дизайнеры и строители.

Старый ростовский автовокзал
 

И восхитили эти люстры, очень похожие на те, которые висели в общественных зданиях в 50-х и 60-х.

Неужели жив потолок автовокзала?

Старый ростовский автовокзал
 

А теперь заметка. Она посвящена трем вокзалам: железнодорожному, речному и автомобильному. Я оцифровал, чтобы вам было легче читать, только часть, касающуюся автовокзала. А для тех, кому интересно, скан газетной страницы в хорошем разрешении помещён ниже.

 

2. Законные претензии

Много комфортабельных автобусов совершает регулярные рейсы в Москву, Киев, Харьков, Луганск, Сталина, Ставрополь, Новороссийск, Краснодар, курсирует между населенными пунктами нашей области.

До десяти тысяч пассажиров в сутки обслуживает Ростовский автовокзал. Триста рейсов совершают машины, чтобы перевезти такую массу людей.

Не так давно вокзал перешел в новое помещение на углу Буденновского проспекта и улицы Обороны. Но при его осмотре создается впечатление, что здесь никогда не заботились о порядке и удобстве пассажиров. В небольшом прямоугольном зале пыльно, грязно, у касс толчея.

Вот по радио объявляют: «Граждане пассажиры, разрешена посадка в автобус, идущий на Кущевку. Занимайте места».

Выходим из вокзала. Голубой «Икарус» с надписью «Ростов — Кущевка» проходит мимо и скрывается за поворотом. Вслед ему растерянно смотрит житель села Алексеевки П. А. Литвинов:

—        Как же так? Посадку только объявили, а машина уже ушла.

Случается и другое. В диспетчерскую входит шофер А. Г. Перфилов.

—        Почему не объявляете посадку на Краснодар? — спрашивает он. — Ведь по графику десять минут назад мы должны были отправиться...

И такие случаи не единичны.

Несколько человек собралось у справочного бюро. Сотрудница вокзала объясняет: «Оно не работает, обращайтесь в камеру хранения». Какой-то гражданин, следуй совету, подходит к окошку:

—        Я приехал из Кисловодска. Вы не скажете, как мне быстрее добраться в Цимлянский порт?

Дежурная камеры хранения пожимает плечами: «Не мешайте. У нас и без того дел много».

Помещение для автовокзала выбрано очень неудачно. Посадка на машины происходит прямо с проезжей части узкой улицы Обороны. Непрерывный, почти круглосуточный шум автобусных моторов превращает жизнь в квартирах окружающих домов в пытку.

Плохо также и то, что для пассажиров здесь нет никаких удобств. Отсутствует медицинский пункт, нет туалетов, комнат отдыха водителей, матери и ребенка, парикмахерской. В пассажирском зале не найдете даже бака с питьевой водой.

В Ростове намечено строительство нового автовокзала. Однако и сейчас работники автовокзала имеют возможность улучшить обслуживание пассажиров.

В их силах соблюдать график движения транспорта, поддерживать чистоту в помещении, наладить работу справочного бюро. Словом, сделать так, чтобы пассажир не оставался недовольным.

 

Старый ростовский автовокзал

 

 

 

 

 


 

Stanichnik (26.12.22 15:45)

Кстати, в заметке говорится, что до этого места автовокзал располагался где-то ещё. Интересно где?

Гость (04.01.23 21:20)

Не думаю, что до этого места был именно АВТОвокзал. Думаю, что было что то усреднённое, меж ж/д, реч.транспортом и остальной транспортной инфраструктурой,что в общем и называлось вокзалом.

Бывалый (05.01.23 00:29)

Пишут, что до Старого Базара автовокзал был на Красноармейской, а до этого на Сиверса

Геннадий (07.05.23 07:28)

Я отвечу на ваш вопрос. В начале 1950-х годов маленький автовокзальчик работал на углу улиц Красноармейской и Семашко, на первом этаже жилого дома, который напротив школы № 33. Но он был настолько маленьким, что изначально воспринимался как временный. Там одновременно могли ставить на посадку только два-три автобуса. И тогда, ближе к концу 1950-х, появился тот самый, который возле Центрального рынка. Я вокзальчика на Красноармейской не помню, был тогда совсем ещё пацанчиком детсадовского возраста. Но знал о нем из рассказов родителей. А вот с вокзала у старого базара, помню, мы с мамой провожали отца в Луганск и Красный Луч к родственникам папы. Ну, а вскоре появился тот самый автовокзал, который мы теперь называем "старым". Это был уже настоящий ВОКЗАЛ.

Геннадий (07.05.23 07:33)

А на Сиверса была просто остановка ПРИГОРОДНЫХ автобусов. Её автовокзалом называть точно нельзя.

Геннадий (07.05.23 07:58)

Исправляю свою неточность: тогда (в конце 1950-х годов) был не Луганск, а ВОРОШИЛОВГРАД.

Inetman (11.01.23 13:56)

Интересно, спасибо! Несколько раз в месяц бываю в этих магазинах, а уж любуюсь на это здание вообще несколько раз в неделю, и не подозревал, что там автовокзал был когда-то.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.