Устный счёт в подземном переходе

В миллионный раз проходя по подземному переходу на пересечении Большой Садовой и Ворошиловского, я почувствовал озарение. Я вдруг вспомнил, где я уже видел эту арифметическую задачу. В Третьяковской галерее!


Очевидно, что ростовский подземный художник вдохновлялся картиной русского художника Богданова-Бельского "Устный счёт в народной школе".

Я напрягал свои усталые мозги, но смог осилить лишь половину арифметических действий.  Хотя у меня в школе всегда была пятёрка по математике, я проиграл это соревнование деревенским детям в лаптях и советским школьникам в красных галстуках.  Чтобы хоть как-то себя утешить, я стал думать о всяких мощных гаджетах, которых не было в прежние времена, но сейчас облегчающих мою жизнь и позволяющих лениться моим мозгам.

Ссылки по теме:

https://pikabu.ru/story/bogdanovbelskiy_ustnyiy_schet_v_narodnoy_shkole_...

https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2016/03/istoriya_odnogo_shedevra_ust...

 

Stanichnik (14.04.22 07:29)

Задачка на картине Богданова Бельского, очень интересная с исторической точки зрения. На картине не просто дети, а крестьянские дети. Дело происходит в сельской школе С.А. Рачинского, в Тверской области. В те времена, каждый, кто хозяйствовал на земле, должен был уметь быстро считать площадь земельных наделов. Это было связано с особенностями общинного земледелия.

Поэтому квадраты многих чисел земледельцы знали наизусть. Например, участок 13 на 13 саженей, имел площадь 169 квадратных саженей.

То есть

10х10=100

11х11=121

12х12=144

13х13=169

14х14=196

 

Эти пять результатов возведения в квадрат, легко сложить попарно.

121+169=290

144+196=340

 

Цифра 100 складывается легко сама

290+340+100=730

 

730:365=2

Вот только я забыл, кто из моих учителей рассказал мне историю этой картины и этой задачи "для устного счёта". Но в паять врезалось.

Бывалый (14.04.22 10:27)

Можно еще проще: 100+121+144=365 и 169+196=365.  Со второй попытки мне удалось в уме сложить эти числа)

Бывалый (14.04.22 10:29)

С какой практической целью крестьянские дети делят сумму площадей квадратных участков на число дней в году?)

Stanichnik (14.04.22 10:32)

Не знаю. Возможно арендная плата рассчитывалась подневно. Надо изучать тонкости жизни крестьянской общины.

Kessler (14.04.22 14:26)

Заинтриговало - как это юный Александр Сергеевич среди крестьянских детей оказался (крайний слева)? Или Бельский знал о Пушкине нечто большее? :)

Бывалый (14.04.22 15:41)

Сам Пушкин об этом эпизоде своей биографии впоследствии писал: «Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»

Геннадий (27.04.22 10:26)

Нет там никакого юного Александра Сергеевича! Ну, может, чуть-чуть похож на него мальчик...
А вообще очень интересное объяснение математической задачки. Кстати, меня всегда именно это интересовало - зачем сумму делить на число дней в году...
Но давайте лучше порадуемся тому, что есть у нас ТАКИЕ подземные переходы. Я как-то показал их одному моему хорошему знакомому, москвичу - кстати, доктору наук. Он просто в восторг пришел, сказал "Слушай, таких и в Москве нет!" Как будто в Москве обязательно должно быть всё только самое лучшее...

Бывалый (14.04.22 20:40)

Интересно, что за таблица или график висит на стене слева от классной доски?

Serj (15.04.22 03:05)

График дежурства по классу: квадратиков десять. ребят - одиннадцать.

Serj (14.04.22 23:29)

Скорее умение быстро считать в уме нужно при покупке семенного материала,  продаже урожая, и вообще, при покупках на рынке и в лавках.

Stanichnik (15.04.22 07:26)

Четыре арифметических действия, нужны на рынке несомненно. Но возведение в квадрат, ряд ли.

Гoсть (15.04.22 08:30)

Да и проверить сдачу в разливайке, не обманули ли....Арифметика конечно же нужна!

Гость (15.04.22 10:31)

Делить и отнимать, остальное не актуально.

Бывалый (15.04.22 11:15)

Некоторых Гостей я бы умножил на ноль

Stanichnik (15.04.22 12:10)

Они сами себя на ноль умножили. Это не гости, это пустые места. И не стоит на них реагировать.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.