Город переехал, а река нет.

В одном старом издании  встретил газетную репродукцию с картины П.С. Келлера «Выбор места для Новочеркасска»

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Картина очень впечатлила. Так понимаю, на ней изображен легендарный вихрь-атаман Матвей Иванович Платов и инженер, генерал-майор Франц Павлович Де Волан в решающий момент истории. Когда было принято решение о месте расположения новой столицы Всевеликого Войска Донского, будущего города Новочеркасска.

Думаю, что художник изобразил своих героев в месте, где сейчас стоит Вознесенский собор.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Оба увековечены в камне в центре города.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Решил вспомнить те события.

В разных источниках в качестве причин переселения столицы казачества на новое место  называются несколько. Перечислю их ниже со своими комментариями.

- Желание властей ликвидировать казачью вольницу – сомнительно. После подавления восстания Пугачева Екатерина так задавила эту «вольницу», что «пикнуть не могли». Запорожское и Волжское казачьи войска вообще были ликвидированы. А на Дону был упразднен войсковой круг и назначена подконтрольная государству войсковая канцелярия. Кроме этого, Область Войска Донского была взята под плотный контроль правительственными войсками.

Это еще одна картина Петра Степановича Келлера «Дикое поле»

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

 - Беды, причиняемые частыми пожарами, – сомнительно. Черкасский городок крупно горел каждые несколько лет. И никто по этой причине не думал его переселять. А в 1744 г. во время пожара рванул пороховой погреб, и Черкасск был практически уничтожен. И ничего, отстроили.

Я место этого погреба нашел и описал. Ссылка в конце заметки. А эта картинка из Старочеркасского музея-заповедника

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

- Беды, причиняемые ежегодными разливами Дона, – верно отчасти. Сами половодья- вещь привычная и где-то даже полезная. И простому народу  горя от них было немного. Но для вельмож и людей на государевой службе- вещь неприятная и неудобная.

Страшны не сами весенние разливы реки, а антисанитария, которую они чинили в большом и скученном городке.

Это фото начала 20-го века

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

И эта четвертая причина почти никогда не указывается в качестве основных, приведших к переносу столицы на неудобный бугор.

Евграф Савельев  в своей книге «АТАМАН М. И. ПЛАТОВ И ОСНОВАНИЕ Г. НОВОЧЕРКАССКА» пишет, что еще при атамане Орлове был разработан проект защиты Черкасска от наводнений, предусматривающий поднятие всего городка на 17 футов. То есть, старый город надо было сломать, насыпать огромную насыпь и на ней построить новый городок.

Не удивительно, что этот проект остался на бумаге.

И.И. Крылов. «Разлив Дона»

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Следующий проект был составлен уже при атамане Платове. Его автор инженер-подполковник Антоний Людвиг Де-Романо. План предусматривал расчистку донских гирл в устье реки, обнесение Черкасска насыпью и устройство каналов, облегчающих проход весенних вод через городок.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск


Этот план был более реалистичным, и работы начались. Но из-за нехватки средств  проект был реализован только в малой части.

Процитирую Савельева:

«Первым делом в городе были засыпаны два вонючих озера, заражавшия воздух, что вызывало недовольство жителей, так как им теперь приходилось носить нечистоты далеко в Дон, а также стало негде откармливать своих уток.»

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Вот в этом-то и состоял смысл переселения столицы. Представьте себе городок, каждый год затопляемый водой на несколько месяцев. Само по себе, как уже говорил, это не беда. Но представьте, куда во время наводнения девается содержимое выгребных ям и прочих мест? Куда деваются продукты жизнедеятельности людей и, главное, многочисленного скота?

И после схода воды все эта плавающая «радость» остается в низинах в городке и окрестностях, и гниёт до морозов.

А теперь представьте аристократический нос атамана, вынужденного нюхать все это большую часть года. Жил то он в Малом Мишкине, куда Черкасская вонь не доходила. Но по долгу службы бывать здесь был обязан.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Жителям же такая жизнь, вероятно, была не в тягость, раз они были недовольны только тем, что после засыпки вонючих озер посреди станицы им пришлось носить все в Дон.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

 

С причинами, побудившими перенести казачью столицу на бугор, все более или менее понятно. А вот с выбором места под новый город все не так ясно и гораздо интереснее.

По официальной и растиражированной версии,  по царскому поручению на Дон прибыл инженер генерал-лейтенант Ф.П. Де Волан, и он совместно с атаманом Платовым и комиссией из 12 человек выбрали место будущей столицы.

И Де Воланом же был разработан план нового города.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Выбирали из пяти и даже более мест, в числе которых была Аксайская, Кривянская, Бессергеневская и другие станицы. И даже Азов.

Из издания в издание кочует миф о трудностях и муках в выборе нового места под столицу. И даже о том, что Нахичеванские купцы, опасаясь того, что Черкасск переедет в Аксайскую станицу, подкупили чиновников, боясь получить под боком сильного торгового конкурента.

 

Чтобы понять где правда, надо представить, кем был Франц Павлович Де Волан – ключевая фигура в этой игре.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Начинал свою карьеру инженера он действительно как строитель городов и крепостей. Но карьера эта закончилась не очень успешно, и в 1798 г. Франц Павлович был уволен и даже уехал за границу.

Вторая часть его карьеры началась 1799 г. в Департаменте водных коммуникаций и была гораздо более успешной. За труды на поприще проектирования и строительства искусственных водных путей Франц Павлович даже был произведен в генерал-майоры.

Я для краткости не буду приводить все его заслуги в строительстве каналов и плотин, упомяну только, что он является автором одного из ранних проектов Волго-Донского канала.

 

А надо сказать, что новое место под столицу  не могло находиться нигде, кроме берега Дона. Вся транспортная логистика того времени строилась на речном транспорте. Возможности сухопутных перевозок тогда были мизерные.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Таким образом, император Александр Павлович посылает на Дон якобы для выбора места под новый город  главного специалиста в стране по строительству каналов. Странно?

Этот факт можно объяснить только одним образом. Место под новый город было уже выбрано, и задачей Де Волана было оценить, можно ли русло Дона повернуть в протоку Аксай, чтобы бугор у Бирючьего кута  оказался на берегу большой реки.

Де Волан сказал: «Можно». И переезд начался. На фото впадение Тузлова в Аксай – несостоявшийся «Новый Дон».

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

А потом явился Наполеон и ввел нас в большие траты. И проблема переноса русла Дона заслонилась более насущными государственными делами.

 

Так и осталось. Город переехал, а река нет.

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

Я знаю, что есть архивные документы, которые рисуют несколько другую картину принятия решения о переселения донской столицы. Но только есть ли что лицемернее бумаги?

Переселение Черкасского городка на новое место, в Новочеркасск
 

 

 

Полезные ссылки:

Большая вода

 

Последам одной трагедии – взрыва порохового погреба.

 

Фото памятников с сайта

https://worldroads.ru/novocherkassk-stolitsa-donskih-kazakov

 

Фото наводнений с сайта

https://pastvu.com/

 

 

Сергей61 (20.05.21 11:02)

Интересная версия. Какие документальные подподтверждения существуют?

Stanichnik (20.05.21 11:18)

Сергей, это не версия. Я просто по-другому расставил акценты в существующих версиях. 

Попов Михаил (20.05.21 15:53)

Симпатичный текст. Меня также удивило, что источники дают четыре версии написания фамилии Де Воллана. И все считаются допустимыми.

Дм (21.05.21 17:43)

Всегда склонялся к мысли, что именно окончательное искоренение казачьей вольницы (пусть ее остатков и даже памяти о ней) было, если не основной причиной, то не менее важной, чем спасение от ежегодных затоплений. 

Stanichnik (21.05.21 18:13)

Приветствую, Дмитрий! С "вольницами" тогда боролись по-другому. С ними поступали, как со станицей Зимовейской. А Старочеркасская жила себе припеваючи. 

А если серьезно, то основной причиной строительства новой столицы  стоит считать необходимость иметь удобное представительское место. Войско Донское в начале 19-го века обзавелось некими дипломатическими функциями. Оно было субъектом внутре и внешне политической жизни. Появилась необходимость приема важных и всяких гостей. Черкасский городок для этого не подходил. Там и сейчас бывает, что водоросли воняют.

Вот и решил Платов построить город там, где устраиваемые в нём салюты  было бы видно в Европе.

Гость (21.05.21 23:59)

Слышал такую поговорку про Новочеркасск: "Построили город на горЕ, казакам на гОре!".

Stanichnik (22.05.21 08:50)

Эта пословица упоминается везде, где заходит речь о Новочеркасске.)))

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.