О непростой судьбе царей и фотографов. И о городе Аксае.

Эта история началась с фотографии тогда еще не города Аксая, а Аксайской станицы, сделанной с левого берега Дона в 1869 г.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Мы на Меотиде затеяли расследование на тему: где были ветряные мельницы, видимые на снимке. Одна из этих мельниц хорошо видна левее колокольни Троицкой церкви. Напомню, что ни Успенской, ни Одигитриевской в то время еще не было. Сейчас наоборот.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Эта мельница хорошо видна на аэроснимке времен войны. Даже тени от лопастей можно рассмотреть.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Решили, что стояла эта мельница на северо-западной стороне перекрестка улиц Советской и Луначарского. На этом снимке перекресток Советской с Чичерина, а мельница была чуть выше, на следующем перекрестке.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Но уже в середине спора меня больше стал занимать вопрос не о месте расположения мельницы, а о месте, с которого был сделан снимок.

Взял уже упомянутый аэроснимок и провел на нем линию от мельницы и колокольни к вероятной точке, где стоял фотограф.

С удивлением попал на остров Межонка.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

На обсуждаемом снимке  на переднем плане хорошо видна небольшая протока, отделенная от основного русла Дона.

На сайте администрации города нашел это фото острова. Точно, есть в его западной части низина, которая вполне могла выглядеть на снимке как протока.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

И некие строения видны  примерно в той точке, где стоял фотограф в 1869 г.  Хотя ,конечно, между 1869 и 1943 годами прошло много времени.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

И на современном снимке в этом месте острова видны какие -то развалины. Но для того, чтобы их связать с 19-м веком, пока оснований нет. И надо помнить, что силуэт низкого песчаного острова со временем менялся радикально.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Начал изучать историю снимка. Она оказалась любопытной. Сделан он в числе многих  во время путешествия наследника престола, будущего императора Александра III, на юг.

Этому путешествию посвящен целый фотоальбом. Не исключено, что первый такой в отечественной истории.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Вот августейших супругов встречают на вокзале в Новочеркасске.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Для иллюстрации подобрал самые яркие портреты молодых супругов – цесаревича и цесаревны.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

История самого путешествия такова.

В 1865 году умирает старший сын императора Александра II – Николай, которого отец тщательно готовил к управлению государством. Титул цесаревича переходит к младшему сыну – Александру. А вместе с титулом  Александр Александрович «наследует» невесту умершего брата, хорошенькую датскую принцессу Дагмару.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

И Александр II  начинает спешно учить младшего сына управлять государством.

С цесаревичем занимаются лучшие ученые, историки и государственные деятели того времени. Александр II хорошо понимал свою ответственность и старался максимально подготовить сына к тяжелому бремени короны Императора Российского.

 

На фото будущий Александр III и его супруга Дагмара, в православии Мария Федоровна, в окружении государственных мужей. 1869 г.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

В числе форм обучения – конечно же, поездки по стране. 13 июня 1869 г. молодые люди, Александру тогда было 24 года, а Марии – 21 год, отправляются в большое путешествие на юг, чтобы поближе познакомиться с народом, которым им предстояло управлять.

Подозреваю, что папаша Александр II пинками вытолкал сына и невестку в эту поездку. Года не прошло, как у молодой четы родился сынок Коленька, который потом трагически окончит свою жизнь в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, а второго сына, Сашеньку, невестка императора родила меньше чем за месяц до поездки!

Суров был к своим детям царь-освободитель.

 

На этом снимке Александр Александрович и Мария Фёдоровна с тремя из шести своих детей. Старший – будущий император Николай II, стоит слева.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Как бы там ни было, супруги – цесаревичи проследовали на поезде до Нижнего Новгорода по дороге, осыпаемы любовью и благодарностью подданных, затем спустились на пароходе по Волге, пересели опять на поезд и добрались до Калача. Там они снова пересели на пароход и доплыли до нашего благословенного края. Естественно на всех остановках купаясь в славе, почете и внимании граждан империи всех сословий.

В Таганроге они в третий раз пересядут на пароход и отправятся в Крым.

 

Представьте себе «комфорт» середины 19-го века, пусть и императорский. Многочисленные пересадки, встречи, балы, приемы, парады, обеды, опять пересадки, поезда, пароходы, конные экипажи и поездки верхом, и все это по кругу много раз. И хрупкая датская принцесса, едва отошедшая от родов и разлученная с ребенком.

Девушки, мечтайте о чем угодно, только не об участи принцессы.

 

Итак, 31 июля путешественники достигли Аксайской станицы, где пересели на поезд и отправились в Новочеркасск. А 3-го августа выехали из Новочеркасска, Аксай проехали транзитом и остановились только в Ростове.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Когда придворный фотограф успел переправиться на Межонку, найти возвышенность, а фото явно сделано с высокого места, и сделать снимок  огромным фотоаппаратом с треногой?

Герой!

 

Имя фотографа известно, это Антонопуло Иван Антонович. На паспарту его снимков можно встретить название городов: Ростов, Таганрог, Севастополь, Феодосия, Одесса.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

На одном из одесских сайтов нашел такую информацию об этом фотографе.

Иван Антонопуло приехал в Одессу из Таганрога в 1871 году. Изначально его фотографическая мастерская размещалась на углу улиц Екатерининской и Дерибасовской, в доме Греческого училища. Здесь фотограф более десяти лет делал портреты и групповые фотографии одесситов. Интересно, что на паспарту ранних снимков Антонопуло (1874 года) нет ни наград, ни придворных званий, к тому же, отсутствует адрес.

Награды и медали не заставили себя долго ждать: в середине семидесятых , удачно сняв членов семей царствующих особ Европы, Антонопуло удостоился звания Придворного фотографа Ее Величества Греческой Королевы Хелены и особых наград Великого Князя России, ставшего в 1881 году Императором Александром III.

 

Это ссылка на сайт

А от себя добавлю, что на одной из фотографий мастера Антонопуло  я нашел титул «придворный фотограф», хотя не понятно какого двора.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

Но несомненно, что старания фотографа были оценены. И так же несомненно, что кортеж семьи наследника престола не стал бы ждать фотографа , переправляющегося с помощником на лодке на остров, потом искавшего или строившего там возвышенное место, громоздившего на него свой фотоаппарат и потом ломившегося с ним по зарослям камыша, чтобы успеть переправиться обратно к ожидавшему его поезду.

Смог!

 

Так или иначе, этот снимок- яркая память о непростой судьбе царей и фотографов. И о прошлом города Аксая, конечно.

Путешествие будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны через станицу Аксайскую в 1869 г.
 

 

 

Здесь весь альбом фотографий той части путешествия, которая прошла по нижнему Дону.

 

 

 

 

 

Бывалый (07.04.21 11:48)

Какие есть основания, чтобы утверждать, что снимок Аксайской станицы из фотоальбома был сделан именно в момент пребывания будущего Алексндра3 на Дону?  Местный фотограф вдруг бросил всех и попёрся на Межонку, и вся царская компания ожидала его возвращения?

Предположу, что при последующем создании путевого фотоальбома, чтобы разбавить придворную фотохронику местной спецификой, были добавлены и другие удачные фотографии, сделанные Антонопуло в разное время

Stanichnik (07.04.21 14:37)

Если бы кто-то из придворных, осмелился явиться к цесаревичу и доложить, что альбом фотографий из путешествия его светлости готов, но придворную хронику надо разбавить видами местности по пути следования, а для этого нужно подождать еще месяц пока фотограф сделает и напечатает снимки. То этот придворный, незамедлительно, как был в парадном мундире, отправился бы в Сибирь.

А то вы Евгений не знаете эту публику.

Бывалый (07.04.21 15:17)

Не поверите, но среди моих знакомых нет никого из придворной публики)

Антонопуло к тому времени уже был известным и профессиональным фотографом.  Ему не составило труда сделать подборку видов родного края из своих фотографий, сделанных ранее.  Это никак не задержало выпуск фотоальбома цесаревича

Бывалый (07.04.21 15:33)

К примеру, первая фотография сделана в холодное время года, вторая в тёплое, да и два персонажа на ней явно не в курсе, что позируют для фотоальбома цесаревича

Stanichnik (07.04.21 16:48)

Эти два персонажа, как раз очень к месту. Их фотограф поставил умышленно для придания снимку глубины. И стоят они там где надо, почти в золотом сечении. Я аплодирую фотографу.

Stanichnik (07.04.21 16:56)

И я сомневаюсь что бы у фотографа были припасены фотографии видов, которые неизвестно, пригодятся или нет. Фотография того времени было делом дорогим и хлопотным. Я могу согласиться, что панорамные виды Ростова могли быть у фотографа в архиве. Но, ни чем ни примечательный вид Аксайской станицы - вряд ли. Аксайскую, фотограф фотографировал именно в связи с визитом. И несомненно спешил. Уверен, что местные власти очень хотели вручить альбом цесаревичу до его отплытия в Крым. 

Бывалый (07.04.21 19:04)

Не факт, что аксайские власти вручили цесаревичу репортажные фотографии его визита вместе с видами окрестностей и соседних городов. Нет постановочных фотографий августейших персон, сделанных Антонопуло в это время, он не был допущен в ближний круг. Поезд не ждал, когда он вернётся с острова, высокопоставленные лица вполне могли бы обойтись без этого фото Аксайской станицы. Фотографиями местного фотографа занималась «дворцовая пресс-служба». Позднее уже в столице на основе его фотографий был подготовлен фотообзор путешествия цесаревича и компании

Stanichnik (07.04.21 20:19)

Аксайские власти - это станишный атаман)))) Вы о чем Евгений?? Его на пушечный выстрел к цесаревичу не подпустили бы. С августейшей семьей общался губернатор и атаман ВВД.

Stanichnik (07.04.21 20:21)

И про "дворцовую пресслужбу" вы погорячились.

Бывалый (07.04.21 18:55)

Предположу, что на фоне Таганрога снялись не случайные прохожие. Бросается в глаза безлюдье. В историю попали ассистенты фотографа – носильщики оборудования. Для альбома цесаревича могли бы одеться поприличнее

Попов Михаил (07.04.21 12:27)

Мой дед, уроженец Ростова Василий Петрович Попов ( есть в книге адресов Ростова 1914 года) примерно в 1904-1905 годах служил срочную в Санкт-Петербурге. Судя по форме. - в Преображенском полку. А это значит, что нёс службу близко к царской семье. И есть семейная история о том, что вдовствующая императрица Мария Фёдоровна на одной из прогулок, увидев его, сказала: «Какой красивый солдатик». На следующий день от ее имени дедушке был передан памятный жетон. Жетон в семье не сохранился, а история живет. Оцените сами - красивый ли был солдатик.

Светлана Николаева (07.04.21 13:20)

Солдатик красивый, ведь он уроженец Ростова)), думаю, он пользовался большим успехом у женщин))

Попов Михаил (07.04.21 14:01)

Я знаю, что с 1908 по 1914 года у него в браке с моей бабушкой родилось четверо детей. В том же 1914 году он был призван, отправлен на турецкий фронт и в декабре погиб под Сарыкамышем. Война не щадит никого. Бабушка пережила его на 52 года. Троих детей подняла, а один погиб от тифа в революционную пору.

Сергей61 (18.04.21 20:20)

Респект
Спасибо за статью...

Сергей61 (18.04.21 20:23)

В этом месте на Межонке в застойные и перестроечные годы находилась база отдыха завода НЭВЗ, развалины строений которой мы наблюдаем на снимке....

Сергей61 (18.04.21 20:25)

Над этим местом можно полетать на мотопараплане и по фотографировать...

Сергей61 (18.04.21 20:27)

Успенский храм был построен в 1820е годы

Stanichnik (18.04.21 22:24)

Но на фотографии её не видно.

Сергей61 (18.04.21 22:28)

Да. В аксайском музее мне сказали что на углу Луначарского и Советской Мельница никогда не было Но с другой стороны информация по старому Аксаю у них мало например местонахождение мореходных классов так и не установлено

Stanichnik (18.04.21 22:37)

Действительно очень любопытно. Я не учел год постройки Успенской. Значит она просто не попала в кадр. Значит правая на снимке мельница, это точно Революции 20, и если постороить схему снимка с таким условием, что бы Успенская не попадала в кадр, то все становится на свои места. Фотограф попадает на Ольгинскую дамбу. А левая мельница была где-то на Круглой. Да, фтограф не переправлялся спешно на лодке на Межонку и не ломился по камышам, а спокойно переехал Дон по плашкоутному мосту, сделал снимок и вернулся, догнав кортеж цесаревича.

Сергей61 (19.04.21 07:49)

Со старожилами Революции 20 поговорить пока не удалось.
Возможно там находилась правая мельница.
Относительно месторасположения царского фотографа. Мое мнение. Начало Ольгинской дамбы.

Stanichnik (19.04.21 09:14)

Вот, что у меня получилось. Фотограф стоял в начале Ольгинской дамбы. Правая мельница на снимке - Революции 20. Левая мельница, тоже на ул. Революции но гораздо выше. Примерно на пересечении с Чичерина или Луначарского. Успенская в кадр не попала. 

Я думаю, что фотограф мучительно выбирал, какой объект захватить в кадр, Мельницу или Успенскую. Эти два объекта очень нужны были в кадре, они оба оживляли пустой горизонт. Но оба они в кадр не попадали. Угол у объективов того времени был маленький. И фотограф после бурных но коротких мук, выбрал мельницу. Посчитав, что одна церковь в кадре уже есть.

Сделал снимок, прыгнул в ожидавшую его пролетку и помчался доганять поезд цесаревича.

Сергей61 (20.04.21 23:42)

Обозначенное место на левом верхнем кружке пересечение современных улиц Чичерина Революции во времена моего детства там было колхозное поле окруженное городскими кварталами там помнится была теплица Вполне возможно что там в девятнадцатом веке была ветряная мельница этот момент сходится с вашими соображениями относительно угла съёмки снимка 1869 года респект

Сергей61 (21.04.21 00:09)

Рисунок. Станица Аксайская. 1830 годы. Где на снимке 1869 эти дома/это место?

Stanichnik (21.04.21 06:22)

Думаю, это слияние Дона и Аксая. Кажется художник изобразил колокольню Воскресенского собора на горизонте.

Сергей61 (21.04.21 08:56)

На горизонте скорее кампличка колокольня на монастырском Урочище вопрос Какой дом изображён на переднем плане рисунка и где именно он расположен на фотографии царского кортежа

Stanichnik (21.04.21 10:07)

В этом районе единственное здание, которое може быть связано с тем, что на картинке, это администрация музея, Гулаева 108. Там некие остатки колон сохранились. С этой точки, кстати и часовня в Комплице и Колокольня Воскресенского, будут на одной линии.

Сергей61 (21.04.21 23:53)

Обратите внимание Под каким углом виден мыс разделяющий русла Дона и Аксайчика так называемый стакан Исходя из этого угла место Где находился художник располагалась Намного ближе к современному вокзалу но выше вокзала. ИМХО

Stanichnik (22.04.21 06:38)

Меня больше интерисуют мощные развалины на переднем плане.

Сергей61 (22.04.21 08:43)

мне этот забор не кажется развалинами интересно изображение двухэтажного дома с балконом или галдареей на котором нарисована барышня нахождение этого дома на фотографии 1869 года

Сергей61 (24.04.21 18:34)

Можете поделиться отретушированным снимком аэрофотосъемки люфтваффе? zernornd@list.ru Заранее благодарю

Stanichnik (25.04.21 18:48)

Отправил

Сергей61 (25.04.21 21:53)

Спасибо
В какой проге такие регулирования производятся?

Сергей61 (25.04.21 22:36)

Ретуширования
Пардон

Stanichnik (26.04.21 06:38)

Сергей, мне вполне хватает возможностей фотошопа. 

Сергей61 (26.04.21 10:25)

Думаю
Это и есть Аксайская мореходка

Сергей61 (26.04.21 10:26)

Вот это

Сергей61 (13.12.23 18:04)

Это склад

Сергей61 (26.04.21 10:27)

На второй аэросъемке слева от левого облака

Stanichnik (26.04.21 11:01)

Слева от Успенской?

Сергей61 (26.04.21 11:35)

На ретушированном снимке
Справа
На втором снимке (с облаками)
Слева

Stanichnik (26.04.21 12:32)

Это? 

Сергей61 (26.04.21 12:43)

Да

Stanichnik (26.04.21 12:58)

Тогда её "нынешний адрес" - Шевченко 95/2 

Сергей61 (26.04.21 14:33)

Да здание справа одноэтажное кирпичное это здание новое там сейчас склад но с правой стороны есть кусок стенки похожий на старинную кладку по-хорошему там должен остаться фундамент этого здания мореходки

Сергей61 (26.04.21 14:46)

Главный аргумент за этот вариант знания мореходки
запись что в тридцатые годы в этом здании находилась Аксайская МТС моторно товарная станция которая потом преобразовалась в сельхозтехнику сельхозтехника находилась и находятся её остатки на площади перед успенским храмом
сам Успенский храм также входил в сельхозтехнику
на аэрофотосъемке видно что на площади перед храмом был памятник севернее храма маленький домик ниже от храма в сторону Дона который на территории сельхозтехники сохранился и сейчас а также одно здание которое я считаю было мореходка и здание меньшего размера
здание на углу Гагарина и Шевченко который мы обсуждаем на ретушированный аэросъемки видно что там есть окна и сверху здания какое-то подобие портика как на рисунке
окна говорят о том что это не склад
размер тени если сравнить с размером тени от школы нынешней школы номер один рядом с Троицкой церковью размер тени позволяет говорить о том что здание двухэтажная
Далее сказано что здание мореходных классов была уничтожено в ходе боёв соответственно на съёмки Люфтваффе 1941 года Это здание должно быть в целости
других зданий в том районе подходящих по размеру и похожих на эскиз здания и и расположенных на территории будущей сельхозтехники нет

Сергей61 (13.12.23 18:02)

Я ошибался. Правее Успенской церкви склад.

Сергей61 (26.04.21 20:17)

Ретуширование второго снимка аэросъемки было бы весьма интересно

Сергей61 (10.05.21 22:02)

Страница Аксайская 1942 год

Андрей Stanichnik (11.05.21 06:49)

Спасибо. У меня эта карта есть в большем разрешении. Там много интересных подробностей. Например, видны плашкоуты и многое другое.

Сергей61 (12.05.21 13:20)

Можете поделиться картой в большом разрешении?
Заранее благодарен...

Stanichnik (12.05.21 16:02)

Куда вам отправить?

Сергей61 (12.05.21 14:01)

Ориентировочно 1949
Фото левого подъема от переправы

Stanichnik (14.12.23 10:57)

Сергей, великолепные снимки. Спасибо. Я бы не узнал место, но очень приметный домик, служит ориентиром.

Сергей61 (12.05.21 19:54)
Сергей61 (13.12.23 18:07)

Думаю
Мореходный класс
Угол Луначарского и Советской

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.