Балка

         Моя искренняя благодарность за предоставленные снимки Асе О., без них этот материал был бы неполон и тускл.

 

         Я долго раздумывал – с чего лучше начать на «Меотиде» разговор, идея которого возникла у меня довольно давно. И вот внезапно появился дополнительный импульс, откуда я его совсем не ждал.

 

         Наша собеседница Ася, выпускница «Двадцатки» и участница многих здешних бесед, неожиданно и, в общем-то, совсем по другому поводу опубликовала снимок, которым, с позволения автора, я и решил начать свой рассказ об одном из «мест детства». Вот этот снимок.

 

Фото Аси О.

 

         Вспоминая детские годы, проведённые на улице Студенческой, я часто возвращаюсь своей памятью к этой территории, поскольку она – лично для меня – всегда была особенной в ряду других мест детских движух и приключений.

 

         Нами, жителями улицы Студенческой и прилегающих к ней улиц Клубной, Ватутина, Черняховского и Толбухина, а также людьми с другой стороны (с улицы Чкалова), место это в те годы называлось просто и ёмко: БАЛКА. И фраза «Пацаны, погнали на балку!» всеми нашими всегда понималась однозначно.

 

         Ася помогла мне и далее, прислав несколько информативных фото, сделанных с удачного ракурса, и позволяющих представить взаиморасположение балки и окружающих её улиц. Сам я никогда не видел наш и соседние дома на ул.Студенческой с этой стороны (а, тем более, с такой высоты и в таком охвате). Спасибо, Ася!

 

Фото Аси О. 2

 

Фото Аси О. 3

 

Фото Аси О. 4

 

         Насколько я помню из своего детства, раннего настолько, что и спросить о нём уже некого, у основания железнодорожной насыпи, неподалеку от трубы, служившей для сброса сточных вод, бил родник с водой чистой и холодной. В дальнейшем, по мере, если можно так сказать, «окультуривания» спуска в балку со стороны окончания улицы 1-й Конной Армии (оттуда, где она упиралась в железнодорожное полотно) родник этот был засыпан. Было это примерно в 1974-1975 годах. Справа от этого спуска (если стоять лицом к балке и 1-му Орджоникидзе) находились тылы садов частных домовладений нечётной стороны ул.Толбухина, террасами нисходящие в балку.

 

         Балка представляла собой природное углубление рельефа (в те годы – около 400 метров в длину: я измерял по теперешним сетевым картам от железнодорожной насыпи до наиболее низкой точки ул.Клубной, куда эта балка тогда простиралась), по дну которого текли сточные воды, заросшие довольно густым рогозом (называемым нами в детстве без затей - камыш). Периодически дым горящего камыша-рогоза заволакивал дворы нашего 7-го и соседнего 9-го дома, когда мы притаскивали с собой из похода «на балку» длинные и прочные стебли. Тогда же в воздухе летал и густой пух из его раздербаненных бархатных верхушек. Сейчас практически вся эта территория покрыта деревьями (это хорошо видно на спутниковых снимках, сделанных летом), выросшими здесь с конца 80-х - начала 90-х годов, когда сточные воды попытались "оформить по уму" - в трубу.

 

         На следующих снимках я обозначил объекты, которые уточняют местонахождение балки, бывшей заповедным местечком для нас в годы детства. Основные ориентиры за прошедшие четыре десятилетия остались прежними, а вот сама балка изменилась почти до неузнаваемости.

 

Балка со спутника 1

 

Балка со спутника 2

 

Балка со спутника 3

 

Балка со спутника 4

 

         Сегодня я сделал первую за почти 30 лет вылазку к тем местам и вот что там обнаружил. К сожалению, пока спуститься вниз не представилось возможным из-за оттаявшей мокрой земли. Когда подсохнет, надеюсь полноценнее заснять то, во что балка превратилась с годами. Был удивлён, видя, что вода снова течёт по поверхности, ибо летом 1994 года, когда я ходил туда со своим другом детства, воду уже пустили в подземную трубу. Фотографии сделаны с обрыва, которым завершается проезд по улице Черняховского.

 

Балка с улицы Черняховского 1

 

Балка с улицы Черняховского 2

 

Балка с улицы Черняховского 3

 

Балка с улицы Черняховского 4

 

Балка с улицы Черняховского 5

 

         Нам, мальчишкам 7-го и 9-го домов ул.Студенческой, а также ребятам с ул.Ватутина, был известен тайный способ попасть на балку практически без больших усилий – без длинного обхода вокруг квартала частных домов на ул.Ватутина-Черняховского (или от железнодорожной насыпи), хотя, бывало, мы пользовались и этими путями. Знание этого способа было сродни посвящению – чужаки о нём не догадывались. Путь на самом деле был прост и бесхитростен: нужно было всего лишь забраться на крышу одного из производственных корпусов СРСУ №1 Ростовгоргражданстроя Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР, находившегося в те годы позади дома №9 по ул.Студенческой, затем по прилегавшему дереву спуститься на более низкий металлический гараж, примыкавший к корпусу и, спрыгнув с гаража и спустившись по склону, по железке, торчащей из болота, пройти несколько метров над водой до берега, до которого оставалось лишь допрыгнуть около 1,5-2 метров. После пробного первого раза прохождение этого маршрута в дальнейшем занимало уже считанные минуты…

 

Территория бывшего СРСУ №1 01

 

Территория бывшего СРСУ №1 02

 

         Посещая сегодня места своего детства, я и представить не мог, что увижу такой привет из прошлого! СЛАВА СОВЕТСКИМ СТРОИТЕЛЯМ!

 

Слава советским строителям! 1

 

Слава советским строителям! 2

 

         И вот эта ёлочка, если я ничего не путаю, сохранилась ещё с тех пор. Там, за забором, на территории снесённого автотранспортного предприятия, теперь что-то строят...

 

Ёлочка из прошлого

 

Heach (04.03.21 17:03)

Мне мостик памятен очень. Частенько, возвращаясь из школы, там застревали. А когда были сильнейшие ливни, то и перейти проблема - РЕКА. (С тэгом всё верно? Подправить?) 

Роман S. (04.03.21 19:06)

С тэгом всё пучком, речь ведь действительно о местах детства, которыми для нас (Михаила Попова, Тебя, меня и других) были Сельмаш и 1-й Орджоникидзе. Каждый может потом делать аналогичное с указанием своего места детства.

Ты имеешь в виду мостик в самом низу улицы Клубной, под которым вода текла далее, от балки к очистным сооружениям? Рядом с которым была пивная, на месте которой сейчас автосервис?

Heach (04.03.21 19:07)

Его, конечно. Забавно вспоминать как мы спускались к этим стокам, туда смотреть было неприятно, а мы туда свой нос совали :) 

Попов Михаил (04.03.21 19:44)

Посёлок 1-й Орджоникидзе с западной, южной и восточной сторон ограничен тремя балками. Удивительно, но как по западной, так и по восточной протекают Кизитеринки. Для поселковых пацанов всегда притягательной была восточная балка. На ней выше, за железной дорогой и вдоль шоссе располагались три пруда. Третий был для купания, второй. - для ловли гибридиков. Первый. - совсем болото. И, самое главное, эта балка не воняла, вода по ней текла прозрачная.

Кроме того со стороны посёлка, у железной дороги в балке была поляна - очень важное место футбольных баталий.

А вот описанная Романом западная балка нас не притягивала. Да, была по поселковой стороне мутного и вонючего потока тропа, по которой можно было от автодорожного моста в продолжении Клубной выйти на Коккинаки. Иногда, после школы, мы этот путь использовали. Но,кроме куширей,ничего интересного там для нас, пацанов начала и середины 1960-х, не было. И камыши ( как позднее выяснилось. - рогоз) мы ходили собирать в восточную балку, к первому пруду. А наши отцы в роще вдоль восточной балки по весне охотились с ружьями на вальдшнепов. И никаких проблем с этим не было.

Роман S. (04.03.21 21:00)

В нашей (западной) балке тоже, оказывается, рос рогоз. Посмотрел сейчас - как он выглядел и понял, что то был не камыш. Исправил в тексте. Михаил, спасибо за подсказку!

Светлана Николаева (04.03.21 21:26)

Ром, но в то далекое время мы говорили "камыш". Или "рогоз"?  Очень теплая заметка , я представляю с каким волнением ты шел по "маршруту". А я не могу назвать эти балки местом своего детства. Знаю только балку за школой,  как на уроке физкультуры мы переходили по бревну через ручей, и помню свой страх :)  Интересно , а в балке первоцветы есть? Вот петеплеет, там влажно, должны быть.

Роман S. (04.03.21 21:34)

Свет, да, Ты права - в детстве говорили "камыш", ибо не знали, что же там росло, но сейчас-то знаем. А я описываю места с позиции себя нынешнего, поэтому исправить неточность мне не в напряг.

Не могу сказать, что волновался ...может, просто мысли были заняты обдумыванием материала.

О первоцветах ничего не скажу, ибо не разбираюсь...

Геннадий (05.03.21 20:10)

Светлана, добрый вечер! А с какого этажа сделаны эти фотографии "забалки" и 1-го Орджоникидзе?
Я вот думаю, какой супер-вид будет открываться уже этим летом с 24-го этажа высотного дома на Сержантова, а?

Светлана Николаева (05.03.21 20:24)

Добрый вечер, Геннадий.

Эти фотографии сделаны с 18- го этажа.

Роман S. (04.03.21 21:54)

В детстве мы и правильные названия организаций, по территории одной из которых я сегодня ходил, не знали. А сейчас - знаем и можем подписать их корректно (хотя сами организации давно ушли в никуда).

Светлана Николаева (04.03.21 21:56)

"Рогоз" - правильней, а "камыш" - из детства ) И твой путь в балку тоже из детства. Поэтому и цепляет. Когда пойдешь в следующий раз, под ноги же будешь смотреть, если увидишь ма-аленькие белые или сиреневые цветочки - это и будут первоцветы :)

Попов Михаил (04.03.21 22:02)

На 1-ом Орджоникидзе, в треугольнике между восточной балкой, железной дорогой и проспектом Шолохова, сохранилась роща. Вот в ней должны в апреле цвести лесные фиалки. По крайней мере, ранее мы их там собирали. А вот слова «рогоз» я, как и Роман, в детстве не знал. Для нас это были камыши.

Роман S. (04.03.21 22:11)

...Есть в старом парке чёрный пруд,

Там лилии цвету-у-ут... (с подвываниями, по-Боярски)

Светлана Николаева (04.03.21 22:10)

С Шолохова виден ручей и мостик. Вы , наверное, о этой балке говорите. Вот туда и пойдем за лесными фиалками )

Роман S. (05.03.21 09:28)

Небольшое дополнение ко вчерашнему разговору о прибрежно-водных растениях.

Камыш, тростник, рогоз
Камыш, рогоз, тростник
Светлана Николаева (05.03.21 09:55)

А вот в песне "Шумел камыш" что имели ввиду- камыш, рогоз, или тростник? ))

Роман S. (05.03.21 10:12)

Свет, не думаю, что автор вкладывал в слова песни двойной смысл. Что имел в виду - то и писал.

Timofey (05.03.21 10:11)

В 2015 году в глубине балки было так.

Роман S. (05.03.21 10:13)

О-о, ништяк! Благодарствую, Timofey! 

А что это за "хижина дяди Тома" на ветвях?

Timofey (09.03.21 10:05)

Не знаю к сожалению, один раз там всего был, никого не встретил.

Гость (05.03.21 12:17)

Фиалки это когда с шолоховского моста вниз, в город, справа?

Попов Михаил (05.03.21 12:58)

Все верно. Но можно и с левой стороны от проспекта. В парке, где самолёт.

Asya (05.03.21 13:29)

Роман, соседи, какой отличный экскурс. В своё время не могла понять - где первый, а где второй поселок Орджоникидзе?
И к какой части Сельмаша относятся дома от Пановой до Металлургической/от Просвещения до Образцовой? Вряд ли это первый поселок? Из местных так никто не называет его (не приходилось слышать).

Фото эти с одной из свечек сделаны, как ве догадались ))
Там на одном из домов по Клубной (15) - так интересно, жители сделали беседки, летом у них лианы (может виноград) заплетает все.
Здорово, что сразу столько авторов Меотиды имеют корни отсюда. Район очень уютный, природа ещё не до конца уничтожена, балка, рощи.. Есть ещё чем дышать. Посмотрим, что будет, когда застроят территорию аэропорта....
Да и непонятно, что же вс-таки строят на территории этого АТП

Роман S. (05.03.21 15:00)

Ася, спасибо на добром слове!

В 80-е годы некие авторы (я так и не идентифицировал по приведённой аббревиатуре, кто это был) выпустили такой вот путеводитель (см. фото). В нём предпринята попытка систематизировать улицы города в привязке к его районам. По улицам, которые я знал непосредственно, там полный сумбур, из-за чего я ещё в школьные годы (этот буклет я купил в старших классах) понял, что затея авторов удалась, как минимум, не полностью.

На скрине Яндекс-карты нашего района я представил своё видение границ 1-го Орджоникидзе, сформировавшееся ещё в детстве и юности.

Вероятно, наши старейшины представят иной взгляд на этот вопрос.

Где эта улица...(1)
Где эта улица...(2)
Где эта улица...(3)
Границы 1-го посёлка Орджоникидзе
Heach (05.03.21 15:36)

Мы уже как-то на эту тему беседовали. Я категорически не согласен с той частью, которая является частью Сельмаша.1-й посёлок - всё что за балкой.

Роман S. (05.03.21 16:36)

Юра, верно ли я понял Твой вариант определения границ 1-го Орджоникидзе - он таков (см.скрин)?

Границы 1-го посёлка Орджоникидзе (2)
Heach (05.03.21 20:17)

Почти, только если проводить линию по левой стороне балки ближе к Чкалова.

Роман S. (05.03.21 20:27)

Линию провёл посередине балки, имея в виду, что она имеет две стороны (два "берега"): наш и со стороны посёлка.

Heach (05.03.21 20:36)

От Зеленодольской до Шолохова по речке. Про нейтральную полосу не будем же :)))))

Роман S. (05.03.21 20:48)

А на какой стороне очистные сооружения: 1-й Орджоникидзе или Сельмаш?

Попов Михаил (05.03.21 22:13)

Очистные объектами чуть больше зашли на территорию посёлка Маяковского. И заезд на них с Маяковского. Но фактически. - построены по меже между Маяковского и 1-м Орджоникидзе.

Heach (06.03.21 09:17)

Это и есть нейтральная полоса :)

Попов Михаил (06.03.21 23:41)

Пробежал взглядом вывешенный Романом список улиц в их повязке к отдельным территориям города. И обалдел - улица Клубная привязана к 1-ому посёлку Орджоникидзе.

Геннадий (06.03.21 14:18)

Роман, буклет "Где эта улица, где этот дом" - вышел на стыке 1980-х и 1990-х годов. У меня он есть, но сходу найти не смогу. ПТК "Искусство" - эта аббревиатура, скорее всего, обозначает "производственно-технический кооператив". А РФЦП - это тогда еще государственная Ростовская фабрика цветной печати"- но уже не "имени Ильича" (угол тогда еще Энгельса и Братского - в том здании, которое в прошлом году частично обрушилось. Красивый такой двухэтажный дом, где когда-то перед революцией была редакция газеты "Приазовский край".

Asya (05.03.21 13:32)

Вот фото тоже со свечки. Вид на восток - белая пустынь - это как я понимаю, старый аэропорт.

Попов Михаил (05.03.21 15:04)

Ася, на первом Вашем снимке по его середине темной полосой проходит роща за проспектом Шолохова. И в ней чётко видна стела с самолетом. А за этой рощей , полосой железной дороги и посёлком Фрунзе начинается территория старого аэропорта. На снимке даже ВПП хорошо просматривается.

На втором снимке хорошо видна дамба через балку в продолжении улицы Зеленодольская. За дамбой в балке - комплекс очистных сооружений постройки 1970-х годов. Слева от дамбы. - строящийся пятиэтажный кирпичный дом. Кто дал на его строительство разрешение - руки бы оторвал. Как и по двум высотным домам, которые воткнули в живое тело малоэтажной застройки 1-го Орджоникидзе.

Asya (05.03.21 21:09)

Михаил вот это у Вас глаз алмаз)) я даже не приближала - не надеялась, что можно подробности разглядеть, а там действительно самолёт, который в роще авиаторов - вполне узнаваем))

Геннадий (05.03.21 16:11)

Друзья - "забалочники"! Я понял, что у многих из вас воспоминания детства крепкие! Ну помогите тогда вот в чем. Я хочу представить себе на местности, где были ДВА деревянных мостика через балку, а где "труба", про которую тут пишут даже девушки (ну, понятно, что это место накрыл "парзяновский дом", но всё же). Сам я, как многие знают, происхожу с "чистого" Сельмаша и из школы поворачивал направо, а вы налево, и поэтому вы знаете те места много лучше меня. В моем классе примерно 10 человек были с улиц Клубной и Студенческой и с первого поселка Орджоникидзе (Миша, как ты и твоя сестра - моя одноклассница). В идеале я хочу понять, от какого дома на Клубной (они ведь все пока стоят!) вели дорожки к мостикам и к "трубе". Некоторые мои одноклассники явно это не помнят (я пытался у них спросить, но они почти все там уже не живут и основательно это забыли, тем более что "парзяновский" дом изменил это место капитально. А там же еще есть и другой дом, который параллелен парзяновскому, он тоже нарушил прежнюю композицию. Ну,Ю а если вдруг найдется фотография хотя бы одного из тех мостиков - будет вообще супер! Ну и еще про новый водный объект. Вы меня этим просто поразили. Как бы его увидеть, а? Где он начинается, откуда водичка берется и куда впадает?

Роман S. (05.03.21 19:45)

1. О мостике и трубе.

Геннадий, сразу внесу ясность – «дом цеха серого чугуна» (он же «Парзяновский» дом по адресу: ул.В.Пановой, 32) не был непосредственной причиной исчезновения мостика (я помню лишь один мостик, см. карту) и скрытия (закапывания) трубы. Иными словами, этот дом НЕ стоит прямо на месте мостика (и, тем более, трубы). И мостик, и труба ещё существовали, когда дом уже вовсю строился, а мы уже ходили в школу (с сентября-1976). Девятиэтажку начали строить с «военкоматовской» стороны, возведя часть этажей, а затем переместились далее – к «райотделовской» стороне. Это хорошо видно на 2-х прилагаемых фото.

Остатки балки, где был этот мостик, были засыпаны, когда уже формировался двор «Парзяновского» дома – по мере продвижения строительства дома к «райотделовскому» торцу. Труба была расположена ближе к территории ЖКХ завода «Ростсельмаш».

Красная ломаная линия на схеме – примерный путь в школу ребят со Студенческой (из моего дома №7 и соседнего №9). К мостику мы подходили со стороны палисадника дома №14 по Клубной.

Мостик и труба (примерное местоположение)
Строящаяся 9-этажка (вид с улицы)
Строящаяся 9-этажка (вид со двора)
Попов Михаил (05.03.21 20:27)

Второй мостик выходил к домам 6 и 8 на Клубной и был примерно в том месте, где на карте стоит значок детского сада 246. Я сейчас напишу сыну Софьи Соломоновны Дайхиной в Германию. - он по этому мостику ходил не один год.

Геннадий (05.03.21 21:35)

Миша, вот-вот! Я тоже примерно так и думал насчет второго мостика. А на другой стороне улицы Матросской (Веры Пановой) он выходил примерно к бане. Мне, во всяком случае, запомнилось так. Да?
Некоторые даже мои одноклассники этого второго мостика вообще не помнят. Больше запомнился мостик, по которому они с Клубной и Студенческой ходили в школу, а это, условно, первый мостик, вблизи улицы Образцовой. Вел прямо к школе.

Попов Михаил (05.03.21 21:58)

У меня этот второй мостик очень смутно в памяти отложился. Дождёмся точного описания от Алика.

Роман S. (05.03.21 21:52)

2. О «новом водном объекте» (сточных водах).

Касаемо «нового водного объекта» – сточные воды неизвестного мне происхождения вытекают из трубы под железнодорожной насыпью примерно на половине расстояния между вокзалом «Сельмаш» и остановочной платформой «Орджоникидзе» (если измерять по железнодорожному пути). Вода течёт в направлении улицы Клубной (в самой нижней её части) и далее, уже под землёй, идёт к очистным сооружениям.

Стоки обозначены на схеме синей линией, направление течения - синие стрелки.

Все эти объекты есть на снимках, приведённых в материале о балке.

К слову говоря, труба, откуда выходят упомянутые сточные воды, находится под той самой насыпью, откуда в балку, вследствие разрушения части железнодорожного полотна, дважды за год сходили товарные порожние вагоны. Было это в январе и в какой-то из летних месяцев 1982 года.

Сельмашевские сточные воды
Stanichnik (05.03.21 20:14)

Вы уверены, что это сточные воды от РСМ? Есть схема водоотвода?

Роман S. (05.03.21 21:53)

Схемы водоотвода у меня нету.

Stanichnik (05.03.21 20:34)

Если "кто его знает", то я вам советую проверять информацию, прежде чем писать её здесь. 

Heach (10.03.21 19:34)

Речку Кизитеринку, протекающую в балке, которую, настолько очевидно загрязняют сточными водами, что это, я думаю, обсуждению не подлежит, ибо чем же тогда занимаются очистные сооружения на такой маленькой речушке? Всю мою жизнь считалось, что это наш завод, ибо ну чему ещё так? Да ещё и очистные для этого строить. 

Мне памятен доклад на уроке одной моей одноклассницы, проживавшей на берегу этой речки, где она живо рассказывала какого цвета бывает вода по её наблюдениям. Оказывается она бывает  всех цветов радуги :). Было это лет 40 назад...

Petrovitch (05.03.21 22:29)

Да ростсельмашевские стоки, они. Я, крнечно, тоже без схем. Но родители так говорили. Папа всю жизнь конструктором на Ростсельмаше. Ещё добпалю слухов. Мама работала во второй областной. Ещё со времен, когда это была МСЧ РСМ. Так вот, когда были проблемы с канашкой, в районе пятиэтажного корпуса (вдоль Пановой). И приглашали спецов с завода. Приходили мужик с тёткой пожилые. Сетовалт, что вместе с ними уйдут и знания о заводских стоках. Это к вопросу о схемах.

Stanichnik (06.03.21 03:38)

Вы со Скибой говорите о разных балках.  

Попов Михаил (05.03.21 20:19)

В 1960-х годах в районе улицы Абаканской пруд на западной Кизитеринке был значительно больше по площади, чем сейчас. Я полагаю, что строительство коллектора, который подвели к железнодорожной насыпи в начале Российской улицы, было тому причиной, что пруд сократился в размерах. Все это я написал к тому, что западная балка принимала и принимает не только стоки Сельмаша, но и природную воду из пруда на Абаканской. А вот в подземном коллекторе, который идёт по засыпанному в 1970 -х годах участку южной балки, - это всегда были стоки Сельмаша.

Гость (05.03.21 17:56)

Роман, а Ларису Прутко, думается она старше Вас, Вы не знали? Она жила в 7 или 9 доме по студенческой

Роман S. (05.03.21 18:09)

Я помню Ларису старше меня из дома №5. Особая примета - курчавая шевелюра. У неё был старший брат Шурик.

Но фамилия у них какая-то другая была, насколько я помню.

Гость (05.03.21 18:15)

Жива здорова? 0на же не русская.

Роман S. (05.03.21 18:46)

 Я о них не слышал очень давно. Насколько я помню, если мы говорим об одном и том же человеке, они переехали оттуда, когда я ещё учился в школе (а школу я окончил в 1986 году). Или, что тоже вероятно, они просто выпали из поля зрения.

Поэтому ничего не скажу, не знаю.

Гость (05.03.21 22:06)

А мостик то, что в районе, условно, военкомата, раскааачивался!!

Petrovitch (05.03.21 22:34)

Настоящие пацаны переходили исключительно по трубе. Идёшь и смотришь куда можно прилететь. А там по берегам всякий хлам, бутылки... Но это фигня. Один наш пацан рискнул проехать по трубе на велике.

Гость (05.03.21 22:44)

... и андатры галопом бегали

Petrovitch (06.03.21 22:58)

О! Нашёл свой цикл. Для Меотиды, точняк, подходяще. В один коммент все ссылки не пускает - типа, спам. Буду поочерёдно. И это, Роман, старых фоток "десятки" у меня нет.
https://garnira.net/post115399628/ - Я иду домой

Petrovitch (06.03.21 22:59)

https://garnira.net/post119328546/ - Я иду домой 2

Petrovitch (06.03.21 22:59)

https://garnira.net/post119100419/ - Я иду домой 2+

Petrovitch (06.03.21 23:00)

https://garnira.net/post310527178/ - Я иду домой 3

Petrovitch (07.03.21 00:04)

https://garnira.net/post331105732/ - "Я свобоодееен!.."

На днях подкину фотки строительства школы. Заодно и нынешнюю балку с очистными сфоткаю. Мимо каждый день езжу.

Petrovitch (08.03.21 22:49)

Вот стою над балкой на Зеленодольской. Один вид на очистные, другой в противоположную сторону. Малоинформационные снимки, к тому же и современные. Летом, с листвой, тут и вовсе ничего не разглядишь.

Очистные ростсельмашевских стоков
Балка к очистным. Вид с Зеленодольской.
Heach (29.03.21 07:44)

Вчера над балкой и 1-м Орджоникидзе.

Stanichnik (03.05.21 18:15)

Фотография 1932–1935 годов. Баня, прачечная в посёлке "Сельмашстроя"Снимок из книги "Архитектурный путеводитель Юг России. Архитектура эпохи советского авангарда: 1922-1936", А. Токарев, И. Бычков

Я так понимаю, за баней эта самая балка. И люди идут по мосточку.

Heach (03.05.21 20:05)

Начало Сельмаша. Тоже на этой фотографии останавливался по ссылке Валерия. Геннадий должен быть доволен находкой ;)

Виктор (12.12.23 15:53)

Непонятно,если этот мостик через балку, то дома там были длиннее, как минимум 2 подьезда или 3

Heach (12.12.23 18:03)

Что-то я сильно усомнился, что это Сельмаш. Виктор прав. Раньше как-то не присматривался к домам. Срабатывает вера в то, что авторитеты разобрались до меня.

Гость (12.12.23 18:26)

Расположение домов относительно мостика не то.

vvd (12.12.23 20:33)

Да уж, Юрий. Эти авторитеты только голову морочат.  ))

Heach (13.12.23 11:28)

Лучший смех - смех над собой, а в авторитеты не записывался, но как-то бывало авторитетов на ошибках подлавливал ;) 

vvd (12.12.23 20:31)

Какие дома там были длиннее? По Клубной улице? Так там и есть три подъезда. На большом разрешении хорошо видно между тёмными пятнами балконов (три ряда) три подъезда (выступающие части подъездов заканчиваются на уровне верхнего ряда окон). Фрагмент фото ниже, жёлтым подъезды, красным входы в подъезды.

Или имеются в виду отсутствующие на том снимке “длинные” пристройки образца 1970 года.

Бывалый (12.12.23 21:12)

На современной карте обозначьте место, где находился фотограф, и направление съёмки

Бывалый (13.12.23 00:19)

Нашел  https://pastvu.com/p/1302117

Но точку съёмки надо сдвинуть левее к ул.1-й Конной

 

Виктор (13.12.23 11:47)

Да, ты прав Валера. Это дома на Клубной, при увеличении видно три подьезда. А на первом фото кажется длина торцевой стены чуть меньше длины фасадной, а темные проемы как три окна( по размеру окон  торцовой части) :)

Попов Михаил (03.05.21 20:09)

Этот снимок как раз для Геннадия Леонидовича. Он так хотел увидеть мостик через балку, располагавшийся напротив бани. Для меня он, снимок, ставит ещё два вопроса. 1. Как полагаю, два крайних правых многоэтажных дома на снимке. - это дома уже за Клубной. Но вот котельную за крайним правым домом не могу припомнить. Кто подскажет? 2. По Матросской за баней виден столб с характерной балкой г- образной формы. Значит ли это, что линия 1- го трамвая строилась в эти же годы параллельно с застройкой домами 6-12 по Клубной? И уточнение: снимок Юрия от 29 марта сделан через западную балку, которая принимает сток, идущий со 2-го Орджоникидзе. А данный снимок сделан через южную балку, которая вливалась тогда в западную чуть южнее моста на Клубной по дороге на 1-й Орджоникидзе.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.