Противотанковый город

Мне сделали царский подарок. Зная мой интерес к любым следам Великой Отечественной Войны вообще, а к противотанковым рвам особенно, один из замечательных читателей Меотиды подарил мне кадры немецкой аэрофотосъемки, на которых видны эти рвы на всем их протяжении.
К сожалению, дарителем было поставлено вполне понятное условие: не опубликовывать эти карты. Но небольшие фрагменты я вам покажу.
Предположительно летом 1942 г. в ходе наступления Вермахта на Волгу и Кавказ, немецкий аэроразведчик, прошел по нашим рубежам вокруг Ростова-на-Дону и с огромной высоты "отщелкал" всю нашу оборону с отличным качеством снимков, обеспеченным великолепной цейсовской оптикой.
Это центр города, а справа в верхнем углу  изгиб Дона и хутор Колузаево.


Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


На этом фрагменте Дон, Аксайская протока, остров Межонка и сам Аксай, прикрытый противотанковым рвом вместе с Мухиной балкой.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Этот крутой изгиб ручья - теперь озеро на Северном у Сурб Хача. Виден и сам храм, и домики Мясниковани. И главное - ров! Обратите внимание, ближе к нам отвалы светлые, а левее они темные. Это значит, что прошел дождик и ранее выкопанные рвы поросли травой, а ближний к нам изгиб копают сейчас.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


И таких подробностей, позволяющих перенестись в то время, на снимках множество. 
Картина фронтового города от края до края, под летними облаками - грандиозна.
Я с вдохновением взялся наносить схему рвов на карту современного города, что по-моему еще никто не сделал, и .... осекся. Снимки сделаны под углом, широкоугольным объективом, искажения огромны. И главное, нет точек привязки. Рвы копались на пустынных окраинах города, отдельные домишки не сохранились, а ручьи, балки поменяли свои русла. В некоторых местах привязаться было не к чему. Отчаяние. Неожиданно помогли улицы города и садоводческих массивов, которые сохранили контуры исчезнувших рвов. 
Ну этот контур лесополосы между "Виноградарем" и "Сельмаш-товарищ" хрестоматиен.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Но другие места менее известны. Эта "галочка" точно повторила контур рва.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


И эти две.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Тут нет никакого умысла. Люди, часто самозахватом, строились на пустынных окраинах города, засыпать и ровнять рвы у них не было ни сил, ни средств, и рвы служили естественными границами поселков. А потом по ним, уже засыпанным, проложили дороги. 
Покажу вам самый удивительный отпечаток рва. Всем известен, а многие несколько раз на дню проезжают это сплетение улиц Армянской, Вологодской, Беляева и Королева.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.
 

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Очень необычен контур улиц. Это ров.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


И опять никакого умысла. Росший Мясникован уперся в ров и остался в его границах, а потом был окружен многоэтажками  Северного, и на этом участке бывший ров стал границей и дорогой. Проезжая это место, не лишне вспомнить тех, кто копал эти рвы, падая от усталости, недоедания и тревоги за оставшихся дома или ушедших на фронт.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Это фото не имеет отношение к Ростову. К сожалению фото ростовских рвов военного времни неизвестны. Зато сохранился ролик немецкой фотохроники, на котором колонна танков преодолевает ров в районе Ростова-на-Дону. Легко преодолевает.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


 Помню рассказы старших, кому пришлось копать эти рвы. На заводах, фабриках и в учреждениях составлялись списки отправляемых на рытье рвов. Как обычно, отношение было разным, кто-то рвался, а кто-то не очень. Редко кого вызывали повестками. Предлагали взять свой шанцевый инструмент, но и казенный выдавали. Все обязаны были взять с собой запас продуктов, но и кормили на работах из казенного котла. Опытные люди учили молодых, как не натереть водянки в первые минуты работы. Собирались у военкоматов, строились в колонны и под руководством военспецов, которые были, как правило, отставными военными, шли к месту работ. И копали, копали, копали. В теплое время  большинство в город не возвращались, там и жили, жгли костры, варили еду, пели песни, любили, жили одним  словом. 
Противотанковый ров только с виду сооружение простое. Все его элементы должны были быть выдержаны в соответствии с инженерной наукой и соответствовать рельефу местности, только тогда он становился непреодолимым препятствием для танков.
Иногда мне кажется, что противотанковые рвы живые и помнят всех, кто их копал. Посмотрите на этот космоснимок. Это на берегу Сухого Чалтыря. Сколько лет прошло! Поле десятки раз распахано, засеяно, убрано и опять распахано. А ров виден, причем как и на только что убранном поле, так и на молодой озимой.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Я не пройду мимо рва, не сфотографировав его. Иногда специально езжу. 

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Посмотрите, какой красавец в весеннем цвете.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Во время войны  леса над этим рвом не было. Теперь красивый пейзаж с оплывшим рвом на берегу ручья.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Это целый укрепрайон на берегу Тузлова. Одинокое дерево в левой части снимка  стоит во рву. Он хорошо виден. Проход в нем прикрывает дот, от которого осталась яма на холме, а вокруг  многочисленные ходы сообщения и другие подземные сооружения. Оплывшие, полузаметные, но и теперь вызывающие уважение.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Какая-то в них красота.

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


И достоинство

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


И наконец, вымучав вас окончательно, покажу карту. 

Кольцо противотанковых рвов вокруг Ростова-на-Дону. Следы рвов на территории современного города.


Так ощетинился наш город перед наступающим врагом. Был еще один пояс рвов по Тузлову. Были места массовой установки ежей и надолбов. Было множество дотов. Все это надо нанести на эту карту. 
Рассматривая карту, не судите строго, если вычислите нестыковки. Пишите, будем вместе исправлять. Некоторые места наносил интуитивно, не справившись с расшифровкой сумасшедшей дисторсии неизвестного мне, но великолепного объектива. Где-то не было никаких точек привязки. Это не так важно. Важно помнить.

Stanichnik (15.11.16 23:49)
Михаил (16.11.16 16:10)

Добрый день!
Хочу поделиться крупицей информации. Мои родители получили участок для строительства в 1954 -55 г. ул.Миллеровская, а по соседней улице Толмачёва по воспоминаниям отца проходил противотанковый ров который начинался в балке которая существует до сих пор и доходит до изгиба ул.Лесопарковой упирающейся в Текучёвский мост. На нашем участке был насыпан слой глины который отец снимал и тачкой свозил в ров. У соседа ров проходил прямо по участку и он построил дом с большим подвалом (будучи пчеловодом) в естественном котловане. Помню в детстве самопроизвольно взорвался снаряд или мина на одном из склонов оврага, ударной волной выбило не только стёкла, но и рамы в доме напротив.

Stanichnik (16.11.16 21:17)

Спасибо большое за добавление. Было бы здорово, если бы вы карту набросали и поместили тут в коментариях. Можно не стараться нарисовать красиво, я поправлю.

Михаил (17.11.16 10:29)

Точно нарисовать не могу (и отец умер) но дом 25 по Толмачёва точно стоит на месте рва. И улица Толмачёва упирается в естественную преграду балку (или овраг).

Stanichnik (17.11.16 23:51)

Спасибо. Обязательно побываю.

Игорь (28.11.16 11:22)

С большой долей вероятности он сохранился на территории РГУ, возле мехмата, в виде огромных куч мусора и едва узнаваемого рельефа.

Stanichnik (28.11.16 22:07)

Мне уже писали в комментариях о рве по ул Толмачева, только ближе к Темернику. Значит так и есть.

Гость (16.11.16 18:25)

Да. А я живу в Ковалевке. И видел этот ров. Он идет по берегу балки Большая Камышеваха. Стоит, как только вчера вырыли...

Виктор (16.11.16 18:27)

И возил детей к Несветаю, показывать следы огромного труда Ростовчан.

Виктор (16.11.16 18:49)

Автору. В районе Ковалевки немного не так. Вы рисуете ров по ручью Красный. Теперь это каскад прудов, упирающийся в Ковалевку. Там следов нет. Возможно затопили, когда строили дамбы. Но, думаю, там его нет. На карте Вы указали, что ров делит С/Т (ДНТ Ростсельмашевец-2 пополам, по ручью. На самом деле, ров, песек трассу Ростовское море_Щепкин, поворачивает по направлению к Рассвету по краю балки Большая камышеваха. Там он заканчивается у улицы Прудовая Рассвета, упирается в каскад прудов Рассвета. И его мало кто видел. Часть закрыта садапи РСМ-2. С другой стороны тоже сады С/Т Глобус и Ветеран. Точно можно ров увидеть самому, приехзав в РСМ-2, квартал 6 и 10, вдоль балки. Там есть подъезды.

Stanichnik (16.11.16 21:32)

Спасибо Виктор, я очень ждал возражений от людей которые видели и знают рвы вокруг Ростова. Ниже я поместил карту того района о котором вы говорите. Красной полосой я отметил ров по которому сам много раз ходил. Прошу вас скачать эту карту и отметить на ней, как по вашему проходит ров дальше.

 

Николай (16.11.16 19:28)

Очень интересный материал, только, немецкие танки преодолевали рвы в отдельных местах уже инженерной подготовки (частичной засыпки), о чем в этой хронике говорит немецкий комментатор.

Stanichnik (16.11.16 21:15)

Если не трудно, дайте ссылку на этот ролик. Я его не нашел. Этот скрин который в статье я делал давно. 

Ankol1 (16.11.16 20:43)

Тут карта Ростовского укрепрайона:

http://don1942.ru/maps/item/maps36rostovskij-ur

Stanichnik (16.11.16 21:14)

Интересно

Алексей (17.11.16 15:33)

По поводу "хрестоматийного рва" между Виноградарем и Сельмашем.
Ров не заканчивался на дороге, ведущей к дамбе, а шел дальше - между улицами Узорная и Динамичная (на карте это очевидно видно). Ров сохранялся до 70-х годов, потом его засыпали тырсой, поэтому непосредственно по рву садовых участков нет, а идет газопровод.

Stanichnik (17.11.16 16:06)

Так и не спорю.

Лусеген С (18.11.16 00:26)

Миллион раз смотрел кадры кинохроники с которой сделан скрин, а курган на горизонте не замечал. Теперь найти место - дело техники и времени. А по поводу легко преодолевают, так после того как саперы подорвали стенки и частично засыпали, чего б не легко. Зато в бою, пока ров крепости "Ростов" защищают, преодолеть его очень проблематично.

Игорь (22.11.16 22:50)

Может это? https://www.google.ru/maps/@47.279762,39.8905179,3a,60y,345.64h,81.43t/data=!3m6!1e1!3m4!1s-ZfxRmKCMhdJMUvYZa2HTg!2e0!7i13312!8i6656

Лусеген С (18.11.16 00:56)

Да, еще один момент - ров, проходивший по балке чалтырьская, у меотского городища заворачивал в сторону Каратаево и шел вдоль берега Мертвого Донца. Насколько далеко, не знаю, но то что в Каратаево проходил ров, это точно.

Гость (18.11.16 01:03)

Вот собственно. Гора наверное узнаваемая) Обратите внимание на противотанковые тетраэдры.

Stanichnik (18.11.16 06:04)

Так это Каратаево? На карте укреления только там показана цепть противотанковых тетраэдров. (надолбов)

Гость (18.11.16 09:32)

Картинка коряво прикрепилась. Её обязательно надо кликнуть. Очень примечательный холм, еще без кладбища и не застроено вокруг.

Stanichnik (18.11.16 10:15)

Так это Сухо-Чалтырьское городище? Я его хорошо знаю. Тогда все совпадает. Просто я его на снимке принял за яму.

Лусеген C (18.11.16 11:39)

Да, оно, то которое меотское на месте слияния Сухого-Чалтыря и Мертвого Донца.

Лусеген C (18.11.16 09:37)

Я, в свое время делал линию рва на спутниковом снимке в виде трека. Трек - файл который можно наложить на любую карту. Спутниковый снимок хорош тем, что во многих местах угадываются очертания, в отличии от карты.

lupiv (18.11.16 20:54)

Очевидцы рассказывали что обед для копальщиков готовился в женском монастыре. Туда каждый день доставляли несколько подвод с рыбой и местные женщины чистили эту рыбу почти круглосуточно

Stanichnik (18.11.16 21:18)

Наверное по другому и быть не могло. 

Игорь (20.11.16 13:02)

Здесь то же немного видны противотанковые рвы с Северного и до Аэропорта

Игоррь (20.11.16 13:25)

А с беляева и Армянской Вы ошибаетесь, ров проходил выше, чуть выше Орбитальной.

Stanichnik (20.11.16 17:55)

Когда я впервые посмотрел аэроснимки на основании которых строил карту, мне тоже показалось, что рвы проходили где то по Орбитальной. Но потом, когда я нашел точки привязки на русле Темрника и по ручью по Темерницкой балке, я понял, что они проходили ниже. Есть еще один аргумент в пользу того, что рвы проходили ближе к Королева чем к Орбитальной. Любой противотанковый ров имеет смысл только под прикрытием артилерии, в противном случае это просто яма в степи. Если стать на перекрестке Космонавтов - Комарова и посмотреть вверх, то становится понятно, что рвы по Королева были бы в поле зрения наших батарей на окраинах города. А рвы по Орбитальной - НЕТ. Они за бугром.  

Игорь (20.11.16 18:08)

Да, конечно можно спорить... и о смыслах и о ямах, но лопни мои глаза!

Stanichnik (21.11.16 09:51)

Вы совместили ров на военном снимке с проселочной дорогой на современном. А ров на самом деле шел по склону холма, там

где был самый первый рынок Темерник, под рощей, я его хорошо помню. И пересекал ручей где то в районе "кольца". Вы сдвинули военный снимок на несколько сот метров вверх.

 

Игорь (21.11.16 10:40)

Дело в том, что я живу в этом месте. И на Темернике проходило несколько противотанковых рвов. Да, один шел по балке нынешнего Штахановского и далее через Днепровский, Семейную, Капитальный к Аэропорту. Второй, как Вы его называете "хрестоматийный" по садам. Кстати, в одном месте, он сохранился в первозданном виде, и существует теперь как русло Темерника. Вот.

Игорь (21.11.16 11:03)

И еще, я совмещал снимки по улицам Амиряна и Лениноканская, они так и остались на Мясниковани и профилю реки Темерник. А тот ров который Вы упоминаете около рощи, в районе старого рынка, всего лишь водосброс в ручей в балку Штахановского, вырытый в начале 70 годов. Я в нем еще мальчишкой еще в войнушку играл когда он был свеж. Интересно, что в этом районе в роще, довольно много следов окопов и укрытий для тяжелой техники, иногда попадаются воронки. Окопы бруствером направлены в сторону балки Штахановкого, вероятно немецкие. Но документальных подтверждений боев здесь не нашел, хотя пару раз находил в детстве гильзы от винтовки Маузера 35 и 37 годов.

Игорь (21.11.16 09:34)

Совсем неожиданно нашлось подтверждение.

Ров в районе с Ашана на Орбитальной.
Земля помнит..
Stanichnik (20.11.16 17:42)

Спасибо Игорь за добавление.

Игорь (21.11.16 11:23)

И Вам спасибо, это ценнейший снимок для Темерника.

Игорь (20.11.16 19:01)

И Вам спасибо, Вы действительно занимаетесь интересным делом. Читаю Ваш сайт уже лет шесть, радуюсь Вашим находкам кусочков истории Ростова и окрестностей.

Игорь (21.11.16 09:47)

Земля хорошо помнит спустя почти 80 лет. Вот в районе Ленинакана.

Игорь (21.11.16 13:00)

Пришла интересная мысль, что канал Дон-Ростовское море в районе Аксая это и есть часть противотанкового рва.

Stanichnik (22.11.16 05:30)

Не думаю. Канал прямой, а ров был ломаным.

Игорь (22.11.16 18:06)

Да, Вы правы, они его спрямили. Я опять пытался "натянуть сову на глобус". Первое фото общий вид, второе часть и третья след в 2009 году в районе между п. Российским и Аксайской развязкой.

Игорь (22.11.16 18:42)

А вот его окончание вдоль улицы 8Марта и Ивлева. На втором фото еще видна циклопичность сооружения.

Лусеген С (22.11.16 00:38)

На этих снимках, в виду того что самолет снимал в горизонт, очень большие искажения. Я как то привязывал такого рода снимок в глобал маппер, но не могу сказать что особо успешно. Конечно если сделать сотню точек привязки, снимок приобретет относительно правильные пропорции, но уж очень это непростая задача.
Снимков Ростова очень много. Точно больше сотни. Город снимали с сентября 41-го по март 44-го. Сохранилось несколько сотен снимков от высотных (почти весь город влезает) до низковысотных где в кадре несколько кварталов. Я в свое время работая с материалами относительно моего села, заказал заодно проработку наличия снимков и для Ростова. Cнимков много но и денег надо немало. Один снимок это 40 долларов. Если заказывать много, можно немного сбить. Есть предложение относительно купить в складчину. Кому интересно, готов обсудить Bagratid@yandex.ru
На скрине то что из себя представляет проработка. Один пролет самолета и примерные границы кадров

Stanichnik (22.11.16 05:29)

Я задал этот вопрос нескольким состоятельным людям. Но они пока не понимают как на этом можно заработать. Надо придумать некий проект, например издать альбом этих снимков перемеженный современными фотографиями сохранившихся рвов, на фоне которых, в качестве рекламы, поместить внедорожники например, или тактора.

Или объявлять сбор средств, по примеру многих. 

Лусеген C (22.11.16 09:53)

Не думаю, что к проекту можно привлечь в возможностью заработать. Проще всего собрать людей которые готовы вложить денег, допустим на один снимок. Если соберется 10 человек, то это уже сокровище в виде примерно 12 снимков по цене одного. Единственно, надо быть готовым, что не все снимки будут качественны и не . Один и тот же квартал попадет на несколько снимков, а соседний не попадет вообще, возможно, либо на одну дату снимки будут очень качественные, на другую совсем не очень. Хорошо бы собрать денег на на десять снимков а, чем больще тем лучше и заказывать последовательно выбирая самые качественные серии, продолжив работу именно по ним. Я по своему селу делал именно так.

Лусеген C (22.11.16 12:09)

Что то с телефона,на морозе, мое сообщение как то коряво пропечаталось) Но смысл, думаю, понятен)

Игорь (22.11.16 21:41)

Нашел еще один. Шел по Украинской и Вятской. Следов нет.

Stanichnik (22.11.16 22:58)

Я его видел на снимке. На схему не нанес. Какойто он странный, не привязан к рельефу, начинается ни от куда и заканчивается мостом через балку черекановку. 

Страницы

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка