Эберг

Часть первая: Город Эберга

Имя Леонида Федоровича Эберга в Ростове-на-Дону можно увидеть на двух, совсем не помпезных табличках.

Одна из них, видавшая виды, эмалированная, висит на входной двери одного из старинных особняков в переулке Соборном, где жил архитектор.

А другая, в тихом, неухоженном уголке Братского кладбища. На его могиле

Правда вторая табличка совсем недавно преобразилась благодаря стараниям местных подвижников. Но об этом позже.

Леонид Федорович Эберг появился в Ростове в 1911 году, когда был приглашен на должность заведующего постройками при городской управе. Эх, не сохранила история имя пригласившего. Его стоит вспомнить добрым словом вместе с именем АРХИТЕКТОРА.

Кто из архитекторов – градостроителей сделал для Ростова больше, чем Эберг? Никто. Впрочем, профессионалы могут со мной поспорить. Спорить со мной легко, потому как я в архитектуре дилетант и от спора уклонюсь. Но приглашу таких же, как я, дилетантов, пройтись со мной по тем улицам, где стоят дома, построенные Эбергом. Пройтись солнечным зимним утром, когда ничего не мешает увидеть все великолепие эберговских фасадов, когда город объемен и легок. Итак, хождение дилетантов (почти по Окуджаве).

Приехавшему Эбергу город сразу сдал козырного туза. Молодой архитектор попал в общество большого капитала. (Да, попадали многие, успешны единицы)

Его первый дом – доходный дом банкира А.М. Штром на Большой Садовой. Украшение улицы и города, и в 1913, когда был построен, и сейчас.

Во всех поздних творениях Эберга я искал и находил черты этого дома, несмотря на широчайшую творческую палитру архитектора, от модерна до конструктивизма, от дворцов до трамвайных станций. А, может быть, фантазирую, нам, дилетантам, это легко.

А затем Ростов восхищенно замрет, увидев доходный дом купца Чирикова

И доходный дом братьев Дутиковых на Таганрогском проспекте.

Стоит представить себе город того времени, когда в нем появлялись первые дома Эберга.

С концертами выступает Сергей Рахманинов, первые показательные полеты выполняет летчик Уточкин, начинает играть первая футбольная команда.

 

А Эберг строит доходный дом братьев Николенко на Большой Садовой

На следующем фото доходный дом Рецкера-Хосудовского, стоявший с 1913 года на углу Таганрогского и Донской. Долгое время он был самым высоким строением в городе. Не просто самым высоким, он был визитной карточкой Ростова.

Возвышаясь над Таганрогской переправой, главной в довоенном городе, он был тем, чем в советское время стало здание Ростовгражданпроекта на Ворошиловском. Но в отличие от «стекляшки» «Гражданпроекта», здание Эберга встречало въезжающих в город полным достоинства купеческим поклоном.

Но такой громадине трудно было уцелеть во время войны вблизи переправы, постоянно подвергавшейся налетам авиации. Здание долго не сдавалось, смотря на город пустыми глазницами окон.

Для послевоенных краеведов это здание, видимое издалека, стало своеобразными часами. «Если Рецкер-Хосудовский еще целый, значит фото сделано до второй оккупации, если еще не разрушен, значит до строительства немцами высоководного моста, и так далее…» Яркая судьба.

Одновременно с купеческими дворцами, Эберг строит совершенно другие по настроению особняки в итальянском и греческом стиле.

Особняк П.И Кремера

Особняк Н.Е. Парамонова.

Мне захотелось показать его вам еще таким

В городе выступает Маяковский, Бальмонт, Северянин. Из-за начавшейся Первой мировой войны, в Ростов из Варшавы эвакуируется Русский варшавский университет.

 

 

А был еще несохранившийся доходный дом Хохладжева на Таганрогском. На этом месте сейчас центр «Гедон»

Посмотрим на доходный дом Т.К. Гершкович на Крепостном. Некоторые историки считают его домом Эберга. Некоторые не упоминают в списке работ архитектора.

А были еще доходные дома М.И. Поповой, А.А. Калмыковой, М.М. Яндолевского , о которых есть отрывочные сведения и никаких изображений.

1916 год. Строительство в городе замирает, изменяется городская жизнь, многое изменяется. Так заканчивается история империи и первый период творчества архитектора.

Часть вторая: Конструктивизм

Артур Токарев в своей книге «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток» приводит поразивший меня факт: во время революции и гражданской войны ни один из известных ростовских архитекторов не покинул город. А ведь большинство из них были людьми обеспеченными и вряд ли могли рассчитывать на благосклонность победившего пролетариата. Значит, было что-то в этих улицах и бульварах южного города, что держало и влекло.

Чем жил Леонид Федорович в смутное время, неизвестно. Известно, что в 1917 году к нему из Москвы переехала жена с сыном и все тяготы гражданской они перенесли вместе.

Появился Эберг на Ростовском архитектурном небосклоне в 1925 году. Да как появился! Только-только улеглась пыль гражданской. Еще стучит в висках:

«…коней одичавших галоп,

Перекоп, эшелоны, тифозная мгла,

интервентская пуля, летящая в лоб,

и не встать под огнем у седьмого кола…»

а страна начинает потихоньку отстраиваться. Первыми, конечно, начала строиться новая советская элита. А вместе с ней, вы не поверите! Трамвайщики! Сколько ни искал, не смог найти объяснения этому факту. Что за каста такая была – Трамвайщики? Почему именно они в разоренном городе отгрохали себе роскошный жилой квартал на Пушкинской, да еще наняли самого известного ростовского архитектора? Или зарабатывали столько, что могли себе все позволить (во что верится с трудом), или транспортная проблема так крепко взяла город за горло, что власти на все были готовы, лишь бы вытолкнуть утром на линии лишний трамвай. В любом случае, город получил очередное украшение из рук Леонида Федоровича Эберга.

Следующее фото, которое хочу показать, вас удивит. Но это тоже Эберг. Проходя по Университетскому, мало кто обращает внимание на этот цех на территории трамвайного хозяйства. Какое-то внутреннее достоинство чувствуется в чертах этого утилитарного здания.

А совсем рядом общеизвестное строение Эберга – тяговая подстанция. Конструктивизм. Ни до, ни после Эберга, ни кому не удавалось сделать трамвайную подстанцию украшением города.

И чтобы закончить трамвайную тему - подстанция на Гвардейской площади. Несколькими мазками сарай превращен в дворец. Или почти в дворец. Вы меня простите за некую восторженность, когда много дней смотришь и пересматриваешь работы Эберга трудно удержаться от восторга.

Когда закончилось сотрудничество Эберга с трамвайщиками, неизвестно, но, судя по хронологии построек, в начале 30-х. Известно, что в ГАРО есть чертежи трамвайных остановок Эберга. Надеюсь когда-нибудь их увидеть.

А теперерь вернемся на несколько лет назад, в 1927-й. Весь город празднует открытие Дворца Труда имени Ленина. Строился дворец трудно. Начинал строительство архитектор Кондратьев. Но в сложный момент строительство передали Эбергу. Здание дворца – первенец конструктивизма в Ростове. И учитывая его размеры и назначение - триумф этого архитектурного стиля. Конструктивизм был создан в молодой советской республике в противовес буржуазным архитектурным стилям, и как шаг в светлое будущее.

В это год в Ростове-на-Дону развернулось строительство Ростсельмаша, открылся зоопарк, гостил писатель Алексей Толстой, собирая материалы о гражданской войне.

 

Из района Лендворца перенесемся в начало улицы Горького. Здесь, спрятавшись в глубь квартала стоит известный «Дом актера». Когда прохожу мимо этого здания – внутренне смеюсь. Смеюсь от мелкого провинциального злорадства над мытарствами москвичей, и смеюсь над собой от осознания примитивности этого самого злорадства.

В этот дом в 30-х годах вселилась труппа театра – студии Юрия Завадского, когда театр в числе многих столичных коллективов отправили на укрепление провинциального искусства.

Точнее вселились те, кому повезло. Везет всегда меньшинству. А наобещали столичным актерам золотые горы и собственную пристань на Дону с купальнями и лодочной станцией в придачу. На деле из обещанного была только эта коммуналка, хоть и от Эберга.

Десятилетия дешевого самоблагоустройства изуродовали эберговский фасад. Но дом внушает уважение тем не менее. Здесь жили Завадский, Плятт, Марецкая, Мордвинов

А теперь друг за другом несколько фото домов, построенных Эбергом в конце 20-х.

Ворошиловский 8

Жилой дом с общежитием на Университетском

Дом с палисадниками на углу Б.Садовой и Кировского

Кооператив «Задруга»

«Новый быт» на ул. Суворова. (В соавторстве с уже упомянутым архитектором Кондратьевым)

Гостиница «Ростов». 1934 год. Леониду Федоровичу 52. Его сыну, Льву Леонидовичу которому принадлежит проект кинотеатра 27. Хочется верить, что отец был счастлив помогая сыну в работе над этим проектом.

Он умрет через 20 лет, в 1954-м и будет похоронен на Братском кладбище, под ажурным металлическим крестом с табличкой, которую вы видели в начале статьи. Он не увидит окончание реконструкции в 1957 году Дворца труда имени Ленина, который перестроят из вдохновенного конструктивизма в казенный Сталинский ампир. Не знаю как Эберг принял бы это.

Неделю назад зашел на могилу у кладбищенского забора. То же самый ажурный крест но свежевыкрашенный, новая табличка, живые цветы. Город вспоминает своего архитектора.

Здесь статья в Донском временнике об Эберге

Эту книгу Артура Токарева очень советую достать

А с этим человеком советую познакомится

Дара (31.07.14 22:57)

Да,здания потрясающие проектировал он!!

Stanichnik (01.08.14 19:23)

Привет Оксана! Давно тебя не было видно. А Эбергу стоит поставить памятник в Ростове.

Гость (01.08.14 21:43)

Спасибо! Очень интересно.

Stanichnik (02.08.14 13:13)

Вам спасибо, что читаете.

Елена (02.08.14 22:04)

Прекрасная ознакомительная статья! Порой, она лучше глубинных исследований, т. к. производит более яркое впечатление, тем самым стимулируя читателя обратить внимание на здания и, возможно, изучить их историю.

Stanichnik (02.08.14 22:40)

Спасибо Лена. Ваше мнение особенно дорого, так как по моему, Вы единственная кто пытается вернуть славу выдающемуся архитектору.

Я действительно не стал вдаваться в архитектурные описания зданий, хотя мог взять их из книги Артура Токарева. Решил остаться собой.

Елена (06.08.14 16:27)

Сегодня 6 августа у Леонида Федоровича Эберга День Рождения! Ему исполнилось бы 132 года!

Ярик (24.01.15 23:07)

Большое спасибо за статью

Stanichnik (24.01.15 23:14)

Спасибо, что читаете.

Денис (03.11.15 10:44)

Простите, но Дом актера в конце ул. Горького, а Ростовгражданпроект на Буденновском. На ворошиловском - Промстройниипроект.

Helen (06.11.15 14:27)

Денис, Вы хотите сказать, что это тоже дома Л. Ф. Эберга? О Доме актера в статье сказано. Ростовгражданпроект Эберг не строил - он в нем работал, еще до постройки здания на Буденновском. А Промстройниипроект на Ворошиловском к Эбергу-старшему, вообще, никакого отношения не имеет.

Елена (26.12.15 21:11)

Прекрасная статья, большое спасибо. Очень понравилась мысль Stanichnik о памятнике Эбергу.

Stanichnik (26.12.15 21:32)

Спасибо Елена.

михаил (24.03.16 23:13)

спасибо за статью, хотелось бы сохранить всё это, в последнее время с историческими памятниками не церемонятся и органы продавцами не интересуются.

Stanichnik (25.03.16 21:41)

Спасибо Михаил.

Nгорь (08.11.18 17:53)

Сегодня стоял рассматривал жилой дом Эберга младшего на Университетском-Суворова. Нашел интересную техническую деталь, абсолютно все перемычки над окнами сделаны из ... железодорожных рельс. И это не реставрация, дом изначально так построен по новым технологиям. Жаль снизу не видна маркировка чугунки.

Stanichnik (08.11.18 19:52)

Мне кажется это даже члены общества почитателей Эберга не заметили.

Nгорь (08.11.18 20:31)

Нашел фото ближе.

Мария (26.11.21 15:58)

Как инженер по технической экспертизе, могу сказать сто в конце 19 - начале 20 века, очень часто рельсы использовались в строительстве в виде балок. Использование в качестве перемычек встречаю впервые.

Stanichnik (26.11.21 16:58)

Причем рельс, на рубеже прошлого и позапрошлого веков, в качестве перемычек был дороже всех других вариантов.

Андрей Stanichnik (09.11.18 07:45)

Да, вблизи выглядит убого. Думаю это сделано по необходимости.

Мария (26.11.21 15:56)

Спасибо за статью, было интересно)

Stanichnik (26.11.21 16:53)

Спасибо Мария.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.