Кто ты, ДОТ?

Ейская коса - место, где удивительно хорошо, светло и просторно. В это место меня время от времени счастливо заносит. Иногда здесь шумно и весело, и нет свободного места на берегу для опоздавшего рыбака. И нет места на море для паруса, проспавшего рассвет.

А иногда очень тихо, пустынно. Тихо при сильном ветре и пустынно при том, что это всё-таки не маленький город.

Такая она коса.

ДОТ на Ейской косе
 

Постепенно коса превращается во всё больше и больше благоустроенный курорт.

ДОТ на Ейской косе
 

В самом центре косы есть мемориальный уголок. Прежде всего, это катер «Ейский патриот», установленный на постамент.

ДОТ на Ейской косе
 

Ещё памятник защитникам границы, поставленный в честь 100-летия пограничных войск.

ДОТ на Ейской косе
 

А третий объект в этом месте я приметил совсем не сразу. Как-то в прошлые мои визиты на косу взгляд всё время скользил по нему, не останавливаясь. Потом рассмотрев его, улыбнулся своей невнимательности. Этот объект и создан таким, чтобы ничей взгляд на нём не останавливался. Этот объект – большой бетонный ДОТ.

ДОТ на Ейской косе
 

В этот раз я рассмотрел его внимательно.

ДОТ на Ейской косе
 

Неправильный шестигранник, в трёх гранях которого прорезаны амбразуры. И первой моей мыслью было: «Куда они смотрят?» И совсем их расположение не связывалось у меня с общей схемой боевых действий в этом районе.

ДОТ на Ейской косе
 

Потом удивился некоторым «архитектурным излишествам» в конструкции ДОТа. Эти закругления было совсем не просто сделать, при том, что ДОТ заливался бетоном обычным способом.

ДОТ на Ейской косе
 

Внутрь ДОТа ведёт дверь, которая была закрыта.

ДОТ на Ейской косе
 

Но благодаря страничке Галины Тевеляевой в ВК, я узнал, что внутри ДОТа расположена экспозиция Ейского краеведческого музея.

ДОТ на Ейской косе
 

ДОТ на Ейской косе
 

Я ходил вокруг ДОТа и приходил в восторг от понимания его совершенно нелогичного расположения.

Сзади ДОТа в области, которую он должен защищать, лежит удивительно красивая, но совершенно пустынная местность, окруженная совершенно неприспособленным для судоходства мелководьем. Место в военном плане бесполезное. Сейчас это пространство заполнено пансионатами, турбазами и прочими заведениями. Но ведь я уже в ТОМ времени.

На предвоенных фотографиях этой части косы видны пляжи да остатки башни для отжига ракушки. Был здесь когда-то цементный завод, да разрушен в 30-х. Ничего такого, что надо было защищать таким ДОТом.

ДОТ на Ейской косе
 

Хотя смотрят в западный горизонт три старые буны, которых нет на довоенных снимках.

ДОТ на Ейской косе
 

Там же, на страничке в ВК, есть фото стенда, стоящего у входа в ДОТ. На нём написано, что ДОТ стоит здесь с 30-х годов.

ДОТ на Ейской косе
 

Начал строить версии и раскладывать их в виде пасьянса. Но сначала на снимке косы с высоты нарисовал направление огня из амбразур.

Весь город с заводами, складами и портом – перед ДОТом. Сзади него пустая ракушечная коса и три непонятно для чего построенные буны.

ДОТ на Ейской косе
 

Версия первая – Довоенная.

В книге С. Г. Горшкова «На южном приморском фланге» нашел такие сведения:

«Уже через месяц после начала Великой Отечественной войны в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 20 июля 1941 г. началось формирование Азовской военной флотилии из боевых катеров и тральщиков Черноморского флота, а также из судов Азовско-Черноморского пароходства, вооружавшихся и переоборудовавшихся на Кременчугском и Камыш-Бурунском судостроительных заводах. 15 августа ее корабли перешли в Мариуполь, где развертывалась главная база, и в маневренные базы Осипенко (ныне Бердянск), Ростов-на-Дону, Приморско-Ахтарскую, Ейск.»

То есть никакой военной базы до войны в Ейске не было. А если и заходили сюда военные суда, то заходили в порт.

Школа морских лётчиков в Ейске существует с 1931 г., но судя по всему существует на её теперешнем месте. А на косе как ничего не было, так и нет. И ДОТ тут совсем не нужен.

Версия вторая – Наши.

Известно, что летом 1942 г. Ейск с востока штурмовали немецкие и румынские части. Несколько дней шли тяжелые бои у Широчанки и Александровки. Не имея возможности далее оборонять город, наши сухопутные и морские части отходили по суше на юг, к Ясеневской переправе и в порты Азовского и Черного морей. В этой обстановке совершенно невозможной кажется ситуация, при которой кто вздумал бы строить мощную оборону косы с такими ДОТами.

Сам ДОТ на карте я обозначил чёрной стрелочкой.

ДОТ на Ейской косе
 

Версия третья – немцы.

После Сталинграда Вермахт откатывался с Кавказа и Кубани на север. Откатывался через Ростов-на-Дону и немногие малые переправы рядом.

А наши рвались по левобережью Дона, через Маныческие степи к Ростову, пытаясь перехватить этот поток отступающего врага и окружить его. Эта операция наших войск получила название «Дон». А я, давно написав серию заметок о тех событиях, назвал одну из них «Край братских могил»

 

Совершенно очевидно, что немцы не могли легкомысленно отнестись к судьбе своей 800-тысячной группировки на юге и надеяться только на ростовские мосты. И Ейск с подходящей к нему железной дорогой мог стать для них удобным путём отступления на север, по морю, к Таганрогу и Мариуполю.

ДОТ на Ейской косе
 

Тут я вспомнил о часто встречавшихся мне упоминаниях о имеющихся у немцев в этом районе мелкосидящих, самоходных паромах.

Эта версия объясняет если не всё, то многое. И то, что на ДОТе нет следов попаданий, вполне соответствует тому факту, что Ейск в феврале 43-го был освобождён нашими без боя. Немцы улизнули под прикрытием ДОТа (ДОТов), погрузившись на бунах в плоскодонные, самоходные паромы?

 

Стоит ещё подумать о послевоенной версии возникновения ДОТа. Но она, по-моему, самая невероятная.

Ничего не прояснила немецкая аэрофотосъёмка лета 1943 г. С помощью этого снимка немцы пытались отыскать наши бронекатера, уцелевшие после минувшего налёта их авиации. На ней на месте дота указано некое укрытие от осколков. Обвел белым кругом. Для тех, кто любит и умеет читать такие снимки, укажу, что ДОТ находится в зоне «В», там, где сходятся линии от «а» и «4».

Можно на этом снимке разобрать и одну из бун. Тоже обвёл белым кругом.

ДОТ на Ейской косе
 

Кто ты, ДОТ?

 

Ниже ссылки на использованные ресурсы

 

https://vk.com/wall43214484_14447

 

https://pandia.ru/text/80/111/6101.php

 

https://catalog-photo.ru/южный-берег-ейск-фото

 

http://militera.lib.ru/h/gorshkov_sg/04.html

 

 

 

 

Бывалый (16.03.24 02:18)

Ответ на второй минуте.   https://www.youtube.com/watch?v=1-wnD-LV6sI&t=1s

Верна первая версия

Ankol1 (16.03.24 07:34)

Не исключено, что и немцы это сооружение тоже использовали.

Stanichnik (16.03.24 10:37)

Привет Евгений, рад тебе) Этот ролик я конечно смотрел, его поисковик выдаёт сразу. И карту видел. Во-первых, она самодельная, нарисована в наше время, и ничего не доказывает. Я уже не говорю о том, что ДОТы там обозначены совсем не как ДОТы.

Зато есть немецкая, предвоенная карта, на которой юго-западнее Ейска обозначено "военное хозяйство", а на косе только маяки. Я думаю это "военное хозяйство" и есть рождающийся аэродром и лётная школа. Она ДОТами не защищена, а необозначенный объект на косе, защишен двумя. Странно.

Но главное даже не карты. В предвоенные годы строго действовала военная доктрина "малой кровью на чужой территории". Если даже кому-нибудь, пришло бы в голову строить в глубине нашей территории, серьезные оборонительные сооружения, обращенные на восток, на случай глубокого проникновения врага в наш тыл, этот человек плохо бы кончил.

Ты видел где-нибудь такие огромные ДОТы, построенные до войны и смотрящие на восток? Я вообще таких огромных ДОТов не помню. А тут в захолустье, на продуваемой ветрами косе совершенно не стратегической и совершенно не годной для военных объектов. Её при сильном нагоне и затопить могло.

Печально, но есть подозрение, что ДОТу невольно придумали "довоенное" происхождение. 

Бывалый (16.03.24 19:49)

ДОТ расположен на единственной дороге от города к особо охраняемой зоне, в которой могла находиться, например, стоянка летающих лодок. Возможно, здесь был КПП. Амбразуры ДОТа направлены не по стронам света, а так, чтобы контролировать подходы к косе.

На немецкой аэрофотографии видно, что на косе не пустырь, а вполне освоенная территория. Почему немцы не обозначили ДОТ? Не рассмотрели, либо не придали значения. В июне 1943 разведке были интересны состояние стратегических объектов и скопления военной техники. Этот ДОТ не был интересен как цель для бомбардировщиков, он никак не мог повлиять на положение дел на фронте

Stanichnik (16.03.24 20:15)

Евгений, я сам за эту версию цепляюсь. Мне очень не нравится, если выяснится, что через косу проходил резервный путь отступления немцев с Кубани. Мне гораздо больше хочется обнаружить на косе секретную базу наших самолётов или катеров.

Но не получается. Слишком ДОТ близко к косе и слишком мало площади за его спиной.

На этом снимке с Яндекс панорам, я «поставил камеру» в двухстах метрах перед ДОТом.  На таком расстоянии вполне безопасно можно было устроить закрытую позицию с зенитным пулемётом. И не дать взлететь ни одной летающей лодке, или отплыть ни одному катеру.

Если конечно если ДОТ не был частью большой, эшелонированной обороны. Но зачем? Зачем запирать важный объект на косу?

Бывалый (16.03.24 20:52)

Нет сомнений, что немцы в начале 1943 использовали ейские причалы для эвакуации своих войск с Кубани. Для них всё происходило очень быстро. Они, конечно, держали оборону всеми доступными средствами, включая этот ДОТ, но такое капитальное строение они просто не успели бы построить.

Получается, что в предвоенное время на косе была наша военная база. Пологий берег делал территорию удобной для эксплуатации летающих лодок. Близость города и ЖД решала все бытовые и логистические вопросы. Сооружений на косе было много разных. Типовой ДОТ – единственное, что сохранилось.

Stanichnik (16.03.24 23:22)

Такой ДОТ можно построить за две недели не торопясь. За неделю, если торопиться. Но не в этом дело.Я буду счастлив, если "понянув на ниточку" этого ДОТа, мы обнаружим следы нашей секретной базы гидросамолетов на косе. Но надежды мало.

Бывалый (17.03.24 01:37)

Если бы всё было так просто, сохранились бы тысячи таких ДОТов, а их единицы. Строительство бетонных оборонительных сооружений в предвоенные и военные годы сдерживалось острой нехваткой цемента.

Территория косы была закрытой, но не особо секретной. То, что делают авиаторы, обычно хорошо видно и слышно издалека. Здесь был «гидроаэродром»

https://wiki2.org/ru/%D0%95%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D1%8B%D...

Бывалый (16.03.24 19:53)

Ейский ДОТ похож на другие ДОТы, которые строились в СССР в предвоенное время. Чтобы построить такое капитальное сооружение, требовалось много времени и цемента. Во время войны строили попроще и подешевле. Можно вспомнить ростовские кирпичные ДОТы.

Не строили подобных капсооружений в наших краях и немцы. У них не было планов очень долго удерживать косу. Даже на Миусе у них ничего подобного не было.

Бывалый (16.03.24 19:59)

В целом, я не вижу оснований оспаривать точку зрения ейских краеведов. В этом вопросе им было бы трудно как-то запутаться

Stanichnik (17.03.24 16:49)

На сайте

 

https://archivogram.top/?filter%5Bq%5D=Ейск&filter%5Byear1%5D=0&filter%5Byear2%5D=2023&page=11

 

нашел несколько интересных, фото, связанных с довоенной авиационной историей Ейска.

Самое интересное, первое. На нём гидросамолет готовится к вылету. А на заднем плане узкая полоска земли, понижающаяся от запада к востоку. И это коса. А само фото сделано из Александровки, может быть Широчанки. Самолёт стоит на платформе, и это не буна на западном берегу косы.

Очень вероятно, что аэродром был там. Показал стрелочкой вероятное направление снимка.

Начал анализировать все «против».

 

Возможно фото отзеркалено, что часто бывает с плёночными негативами. Нет, солнце там, где надо. Утром оно на северо-востоке.

Возможно наоборот. Фото сделано с косы, а берег это Широчанка. Нет, видны были бы дома.

Возможно на фото северный берег лимана. Нет, там идёт повышение берега к Ейскому укреплению. А на фото, наоборот.

Всё интереснее и интереснее.

Бывалый (17.03.24 18:38)

Думаю, что фотографии сделаны на косе.

Еще фотографии довоенного гидроаэродрома на Ейской косе с того же сайта. Они так и подписаны

Stanichnik (17.03.24 19:55)

Отлично! Я точно вижу откуда было сделано первое фото. Там есть небольшой мысок. Я это место обозначил левой стрелочкой. И дома Широчанки видны. А правой стрелочкой я обозначил ДОТ. Значит ДОТ ставили, что бы он простреливал пустое поле бывшего аэродрома, если кто будет прорываться к косе через аэродром.

Бывалый (17.03.24 21:04)

Интересно, как был ориентирован второй несохранившийся ДОТ на косе? Видимо, допускали возможность атаки с моря.

Stanichnik (17.03.24 21:51)

Если кто-то хотел отсидется, пусть не долго на Ейской косе, и ожидал атаку с материка, то атаку с Глафировской косы он должен был ожидать тоже.

Бывалый (18.03.24 23:34)

Зимой море может замерзать. Фортификаторы допускали вариант круговой обороны.

Интересен исторический факт, в начале 1943 года немцы не стали вести оборонительные бои в Ейске. Их небольшие отряды просто ушли по льду в Таганрог

Бывалый (17.03.24 18:42)

Военное лётное училище не случайно было переведено в провинциальный Ейск. Для авиаторов Ейск не был провинцией. Место было хорошо облётанное

Бывалый (18.03.24 23:37)

Близость к таганрогскому заводу-изготовителю упрощала техподдержку гидросамолётов

Бывалый (18.03.24 23:40)

Таганрогские МБР-2 на войне

https://www.youtube.com/watch?v=z7wAKNjabGU&t=1s

Stanichnik (19.03.24 19:45)

Интересный фильм. Рации на самолётах были, но видно, что лётчики в полёте общаются жестами.Ещё интеесно, подлодка реально немецкая, или постановка? Ещё просматривая фильм вспомнил, что читал о том, что подлодки, уходя от атаки, могли выбросить груз имитирующий их потопление. Этот груз именно так и описывался: масло, спасательные жилеты, обрывки газет. 

Бывалый (20.03.24 00:36)

Трюк с выбрасыванием спецмусора через торпедный аппарат, чтобы имитировать своё потопление, стал хрестоматийным. Был многократно описан в приключенческой литературе и показан в фильмах о подводниках. Это общепринятая военно-морская хитрость.

Заметно, что пропагандистский фильм о потоплении вражеской подлодки  снят по четкому сценарию, возможно, во время учений. Участники событий явно позируют оператору. Возможно, были смонтированы куски киноплёнки, снятые в разное время.

Последний эпизод выдаёт постановку. Всплывшая немецкая газета с фашистским крестом – это уже перебор. Для совсем простодушных. Чтоб никто не усомнился. Из глубины быстро всплывут показанный спасжилет, масло, какие-нибудь деревяшки. Мокрая газета будет подниматься очень медленно, если вообще всплывёт.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.